Способы толкования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В демократически устроенном мире, толкование права предназначается для выявления, истинного смысла правовых норм. Для того чтобы обеспечить их правильную, действенную в соответствии с режимом законности исполнения.
С позиции взгляда С. И. Ожегова, толкование – это «высказывание, заключающее объяснение чего-нибудь, а толковать – это давать чему-нибудь какое-нибудь объяснение, устанавливать смысл чего-нибудь; это полагает, и разъяснять, заставлять понять что-нибудь» .

Содержание работы

1. Введение ______________________________________ 3
2. Виды и понятия, акты толкования права _______________ 4
2.1. Виды ______________________________________ 4
2.2. Понятие ___________________________________ 12
2.3. Акты ______________________________________ 17
3. Способы толкования права __________________________ 21
4. Заключение _______________________________________ 29
5. Схема ____________________________________________ 30
6. Список используемой литературы _____________________ 31

Файлы: 1 файл

КР Способы толкования права.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

        Ограничительное  толкование права формулирует в таком результате интерпретации, когда истинный смысл нормы права следует постигать ограничено уже, чем это выражено в словесном тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате трактовки выясняется, что такой долг не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

      Необходимость  в распространительном или ограничительном толковании появляется в случаях несоответствия настоящего смысла нормы права ее словесной формулировании либо при наличие других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание сообщаемой нормы права по сравнению с буквальным постижением ее текста.

 

    1. Понятие

 В процессе толкования устанавливаются  смысл нормы права, её основная  цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

   «Норма права –это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством»5

      Вступившая в законную  силу норма права действует, т.е. может использоваться при регулировании общественных отношений. Но может и не использоваться. Практика знает немало так называемых «мертвых норм», которые существуют, но не реализуются в конкретных правоотношениях, в действиях граждан и иных лиц. Переход нормы права из сферы возможного в сферу практической деятельности, конкретных правоотношений осуществляется тогда, когда она становится известной участникам конкретных правоотношений и всем заинтересованным лицам.

      Процесс  уяснения норм права называется  –толкованием.

      «Толкование норм права –это деятельность органов  государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права, н раскрытие выраженной в них воли законодателя»6

      Объектом  толкования являются нормативные  правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает  историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).

       « Под  процессом толкования правовых  норм  следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний»7

       Разработка  новых юридических предписаний невозможна без толкования норм права, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями.

      Толкование  норм права неизбежно при реализации  правовых норм органами  общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

 

       Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

      Оно должно  только анализировать, изучать и  разбирать действующие нормы толкования во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц; их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному, в зависимости от того, кто именно, каким образом и в каких целях его толкует.

       Толкование  является обязательной стадией  правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.

       Толкование  особенно важно для работников  правоприменительных органов, основной обязанностью которых является правоприменение, в ней воплощается  их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

       Зачастую  только тесное переплетение толкования  закона и исследования фактических обстоятельств дела, подлежащею решению, дает возможность до конца понять смысл отдельных правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Например, такие термины, как «стечение личных и тяжелых семейных обстоятельств», «причины уважительные», «особо злостный характер», «крупные размеры» и т.д.

       Основные  причины необходимости толкования  права следующие:

  1. Сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, изменяя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;
  2. Несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;
  3. Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсыпочных норм, нетипичных предписаний;
  4. Специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует  специальных познаний, высокой квалификации;
  5. Законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;
  6. Отдельная норма права действует не изолированно , а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

      Как специальный  вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

  1. Уяснение смысла правового предписания (для себя);
  2. Разъяснения смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам. По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

     Уяснение- внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора , оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом , но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

       Вторая  сторона толкования- это разъяснение содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

       При  применении права лицо или  орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами,  наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет,  как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое  действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения  или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

  • Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права:
  • высшими  представительными органами власти;
  • правоприменительными органами;
  • общественные объединения;
  • должностные лица;
  • научные учреждения;
  • ученые;
  • частными лицами.

       В связи  с этим встает вопрос о юридической  силе и практической значимости актов толкования.

 

 

 

    1. Акты

 

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на 4 группы:

а) Нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;

б) Правоприменительные акты;

в) Правотолкующие акты (интерпритационные)  ;

г) Прочие акты (послания, декларации, заявления, обращения и т.п.).

 

Акты  толкования – правовой акт. Его функциональное знание состоит в том, что он призван содействовать правильной, законной  и эффективной исполнения права, претворению воли законодателя в жизнь. И, хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкующими актами, их роль в общем устройстве правового регулирования весьма велика – без них  механизм толкования был бы существенно ослаблен, а  отдельных случаях оказался бы искаженным. Если норма права ошибочно понята, она будет и неправильно применена. А это формулирует нарушение в правоприменительной деятельности в законности .

Интерпритационные  акты,  как виды правовых актов, обладают  своими особенностями, которые заключаются в следующем:

  1. Они не содержат в себе всеобщих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
  2. Они не устанавливают новых норм права, не аннулируют и не изменяют воздействующих правовых норм; не являются источником и формой права;
  3. Не имеют самостоятельного значения и действуют в цельности с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, имеют юридическую силу и практическое  значение лишь только в течение срока действия изрекаемой юридической нормы;
  4. Включают в себя подтверждения на то, как следует использовать и понимать действующие на данный момент юридические нормы;
  5. Носят подзаконный, непременный характер, обладают государственным долгом, что определено наличием у издающих их органов, государственно властных полномочий;
  6. Обращаются, к должностным лицам и органами, применяющим право, а не субъектами,  действия которых регламентируются нормой права;
  7. Их  цель – толковать, пояснять право.

 

Акт толкования рассматривается и как влияние, и как юридический документ, акт разъяснения и уяснения.

 Акт толкования –официально  юридический важный документ, направленный на установление содержания и значения норм права.

Акты толкования по разнообразным основаниям, могут быть классифицированы

 

  1. По внешней форме они могут быть  письменные и устные.

Письменные акты толкования имеют внешнюю и внутреннюю структуру, реквизиты, кто издал  , когда, к каким нормам права (институту, отрасли,  портативному акту) относится,  и момент вступления в действие. Они могут иметь форму инструкций ,указов, постановлений, приказов.

 

2. По юридической  значимости различают виды  актов нормативного и казуального толкования.

Акт нормативного толкования- распространяет свои действия на  неопределенный круг субъектов и рассчитан на неоднократное применение, когда используется толкуемая норма. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Такими актами являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, акты разъяснения Конституционного Суда и Высшего Арбитражного суда .

Казуальные акты  относятся к конкретному  случаю и касаются  конкретных лиц; их можно назвать индивидуальными. Такими  актами являются разъяснения по конкретным делам, судами и административными  органами.

В теории права акты нормативного толкования рассматриваются как правоположения, акты казуального разъяснения – как прецеденты толкования. Правоположения имеют уточняющий характер,  прецедентом толкования в качестве образца служат при разборе аналогичных дел.

3. Юридическая сила акта  толкования и сфера его действия  определяются местом органа, его издавшего.

Интерпретационные акты можно классифицировать по видам государственных органов на :

  • акты законодательных (представительных) органов;
  •   акты исполнительных органов;
  • акты судебных приставов;
  • акты органов прокуратуры;
  • и т.д.

4. В зависимости от субъекта, издавшего акты толкования, они  подразделяются на  легальные и аутентичные.

Если акт принимает  один субъект (например, Государственная Дума), то это аутентичное толкование(авторское).

Легальное толкование- это, если норму права толкует субъект, который  на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом),

Информация о работе Способы толкования права