Сравнительный анализ теории разделения властей Локка, Монтескьё и Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и провести сравнительный анализ теории разделения властей Д. Локка, Ш. Монтескье и Гегеля. Понять в чем были схожи и различны их взгляды на эту теорию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 8
ГЛАВА 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ПРАВА И СВОБОДЫ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 19
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ЛОККА. 19
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПО МОНТЕСКЬЁ. 22
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Г. ГЕГЕЛЯ 26
ГЛАВА 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ тгп.docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

  Представляя государство как совокупность  людей,  объединившихся  в  одно целое под эгидой ими же установленного общего закона  и  создавших  судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между  ними1,  Дж.  Локк  считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и  свободы граждан,  гарантировать  их  участие   в   общественно-политической   жизни, добиться "главной и великой цели" - сохранения собственности, ради  которой люди объединяются в политическое сообщество.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной  миссии  со стороны государства  непременно  требует,  согласно  воззрениям  знаменитого философа,   четкого   разделения   его   публично-правовых   полномочий   на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно  наделения  ими различных  "сдерживающих"  друг  друга  от  чрезмерных  властных  притязаний государственных органов.

  Отстаивая данный способ  организации  власти  и  распределения  ее  между различными государственными  органами,  Дж.  Локк  активно  выступал  против концепции абсолютизации  и  неограниченности  власти.  Абсолютная  монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают  "единственной  формой правления в мире", на самом деле "несовместима с  гражданским  обществом  и, следовательно, не может быть формой гражданского правления".10

Дж. Локк разделял власти на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами). Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная – королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет федеративную власть, т. е. решает вопросы «войны и мира», международные отношения. Законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. В интересах народа ее следует ограничивать, и Локк выделяет пределы – условия законодательной власти, свойственные для всякого государства, всех форм правления: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть.

Все три  власти действуют, как правило,  на  постоянной  правовой  основе. Поскольку законы, как писал он в связи с этим, «обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в  непрерывном  исполнении  или  наблюдении  за этим исполнением, то  необходимо,  чтобы  все  время  существовала  власть, которая следила бы за их исполнением».11

Подчинил  все власти законодательным органам, поскольку  она  сохраняется  всегда,  несмотря  на относительную самостоятельность других властей  и  существующие  пределы  ее деятельности. "Ведь то, что может создавать законы для других, - поясняет Дж. Локк, - необходимо должно быть выше их.  А поскольку законодательная власть является законодательной  в  обществе  лишь потому, что она обладает правом создавать  законы  для  всех  частей  и  для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и  давая  силу  для наказания,  коли  они  нарушены,   постольку   законодательная   власть   по необходимости должна быть верховной и все остальные  власти  в лице  каких- либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".12

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПО МОНТЕСКЬЁ.

 

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескьё (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескьё) в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескьё работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г.

В нём он изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» . Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. 
Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс ее 
становления и развития, в юридической литературе совершенно справедливо 
указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, 
высказанных Монтескье в отношении рассматриваемой теории, учение 
Монтескье о разделении властей "обладало значительной новизной по сравнению с предыдущими концепциями.  
В чем это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескье соединил 
либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления 
механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, 
"устанавливается только законами и даже законами основными". А 
во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в 
состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система 
государственного управления, построенная на основе принципа 
разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной 
власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей.

Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и  судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. "Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий".13

Должна действовать система  сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. "Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воли и интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть, в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание..".14 Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако, уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Монтескье писал, "законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента". "Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделённость между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей".15

     Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью.

Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь  власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная - монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) - аристократии, нижняя палата собрания - интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.

Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.

Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская декларация прав человека (1789 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ  Г. ГЕГЕЛЯ

 

С объективной стороны  государство представляет собой  организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

Идея  государства по Гегелю проявляется  трояко: 

  1. как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
  2. в отношениях между государствами как внешнее государственное право;
  3. Во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. 
Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Гегель, в целом соглашаясь с идеей  своих предшественников, считает  надлежащее разделение властей в  государстве гарантией публичной  свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и  их взаимного ограничения ложной, так как при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его "текучими членами". В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит существо внутреннего суверенитета государства.   
Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «хочу».  
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства "в отношении законности и интеллигентности".

 
Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и  устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения, палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования. 
Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении законности".

Информация о работе Сравнительный анализ теории разделения властей Локка, Монтескьё и Гегеля