Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:22, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и провести сравнительный анализ теории разделения властей Д. Локка, Ш. Монтескье и Гегеля. Понять в чем были схожи и различны их взгляды на эту теорию.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. 5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 8
ГЛАВА 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ПРАВА И СВОБОДЫ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 12
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 19
ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ЛОККА. 19
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПО МОНТЕСКЬЁ. 22
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Г. ГЕГЕЛЯ 26
ГЛАВА 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
ГЛАВА 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ.
Дж. Локк разделял власти на законодательную, исполнительную и федеративную и указывал предназначение каждой власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная – королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет федеративную власть, т. е. решает вопросы «войны и мира», международные отношения. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть.
В свою очередь Монтескьё говорил о делении власти на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Он уже не выделяет отдельной власти для международных отношений и говорит о судебной власти. Так же Монтескьё говорит о том, что у каждой власти есть свои назначения. Для законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и приговоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. "Однако, "хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий".16
Однако нельзя сказать, что власть в их теориях была равноправна. Оба мыслителя выделяли ведущую роль законодательной власти. «Ведь то, что может создавать законы для других, - поясняет Дж. Локк, - необходимо должно быть выше их. А поскольку законодательная власть является законодательной в обществе лишь потому, что она обладает правом создавать законы для всех частей и для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, коли они нарушены, постольку законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких- либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».17
Гегель же выделяет следующие три власти: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Он говорит о судебной власти, но ни как об отдельной ветви, а как о составной части правительственной власти. Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. У Локка же король сам обеспечивает выполнение законов и он называет это исполнительной властью, так же как и Монтескьё, который говорит в своей теории об исполнении законов, устанавливаемых законодательной властью. Сразу видно, что он, так же как и Дж. Локк, рассматривает разделение властей в монархическом государстве, критикуя демократическую идею народного суверенитета и обосновывая суверенитет наследственного конституционного монарха.
Таким образом все трое мыслителей сходятся на том, что необходима «исполнительная» власть, которая не должна быть сосредоточена в руках законодательной власти.
Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Другими словами создание законов, общеобязательных. Такого же взгляда придерживался и Монтескьё, говоря что законодательной власти необходимо "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". 18
Вторым важным положением является
система сдержек и
Ш. Монтескьё говорит об этом так: "Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс сталкивающихся воли и интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть, в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...".19
Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную – избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную – назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную – выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.
Теперь рассмотрим мнения мыслителей
на соотношение властей в
Гегель выступает за ограниченное
единство различных властей, при котором
все власти исходят из мощи целого и являются
его "текучими членами". В господстве
целого, в зависимости и подчиненности
различных властей государственному единству
и состоит существо внутреннего суверенитета
государства.
В завершении этой работы мне
удалось сделать следующий
Проводя анализ теории Локка,
Монтескье и Гегеля, я увидел,
что они едины во мнении, что
законодательную и
Д. Локк был первым, кто сформулировал эту теорию. Выделил три власти и расписал их предназначение. Он применял эту теории только к монархическому государству и именно по этому, на мой взгляд, она не используется в современном обществе.
Как уже говорилось, к современному виду её привел Ш. Монтескье, внесший множество нового в теорию. Именно он начал рассматривать её с точки зрения демократии, а не монархии, как Д. Локк и Г. Гегель позже. На основе именно его теории разделения властей функционируют современные правовые государства.
Я считаю, что эта очень актуальная тема, которая на протяжении еще многих веков будет обсуждаться, разбираться и пересматриваться мыслителями своего времени.
1 Алексеев С. С. и др. Теория государства и права. М. 1997. С. 139.
2 Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей, 1998 - 344с.
3 Аристотель. Политика. М., 1911. – 155 с
4 Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955. – 289 с
5 Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. -233с.
6 Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 2001.
7 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.
8 Дмитрук В.Н. Теория государства и права. /Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 1998.
9 Нерсесянц В.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.
10 Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1988.
11Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 347.
12 Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 350.
13 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
14 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
15 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 290
16 Ш.Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
17 Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 350.
18 Ш.Монтескье Избранные произведения.- М., 1955.
19 Ш. Монтескье Избранные произведения.- М., 1955. С. 289
Информация о работе Сравнительный анализ теории разделения властей Локка, Монтескьё и Гегеля