Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Вятский государственный
гуманитарный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории
государства и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине Теория государства
и права
на тему Стадии применения
права
Киров
2012
Введение
Экономические, политические
и социальные изменения в современном
обществе актуализируют вопросы воплощения
нормативных правовых предписаний в жизнь.
Учитывая возросшую гражданско-правовую
активность граждан, желание наиболее
полно использовать свои права и обязанности
в сфере имущественных и личных неимущественных
отношений, вопрос об эффективном применении
норм права становится исключительно
важным направлением, как научных исследований,
так и практики.
В законах,
равно как и подзаконных правовых актах,
мы выражаем наши требования к организованности,
порядку и дисциплине, определяем параметры
образа жизни, указываем конкретные пути
и средства, которые ведут к намеченным
целям. Существует мнение, что можно оправдать
обход закона ради более приоритетных
задач. Это глубокое заблуждение. Нарушение
или неисполнение закона, в конечном счете,
всегда имеют отрицательный общественный
резонанс, оборачиваются не только материальными,
но и, главным образом, нравственными потерями.
И правотворчество, и правоприменение
имеют большое значение для установления
режима законности и справедливости во
всем мире. В то же время мы думаем, что
главное в реализации права занимают саморегулирование
собственного поведения участниками общественных
отношений, уважение к принятому в стране
правопорядку, отношение граждан к действующему
законодательству как к эффективному
и социально ценному регулятору общественных
отношений.
Понятие
применения права и его признаки
Применение
права - это деятельность компетентных органов по реализации
правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных
предписаний. Применение права представляет
собой особую форму реализации права.
Правоприменительная деятельность необходима
в тех случаях, когда полная реализация
правовой нормы не возможна при использовании
непосредственных норм реализации права,
то есть не срабатывает механизм саморегуляции
правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать
в несколько больших групп:
- когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).
- когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
- когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).
- когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).
Но юридическое
решение конфликта еще не означает
его ликвидацию в социальном
плане. Например, применение права
при призыве на военную службу
призывников-отказников может породить
более серьезный конфликт между
конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами
правоприменения всегда должна стоять
цель не только восстановить нарушенное
субъективное право, принудить лицо к
исполнению социально необходимого поведения,
но и ликвидировать причины и условия,
которые привели к конфликту.
С помощью
правоприменительной деятельности
устраняются противоречия не
только во всех сферах общественной
жизни, но и в самой правовой
системе. Например, при столкновении
компетентного органа с той
или иной проблемой в области
применения права, внимание должностных лиц обращается
на несовершенство законодательства в
данном вопросе, на опыте правоприменительной
деятельности базируются законодатели
при разработке новых и доработке действующих
правовых норм. Материалы правоприменения
говорят об определенных недостатках
в работе самих компетентных органов и
показывают пути их устранения.
Применение
права обладает рядом существенных
признаков:
- применение права - это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.
- применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.
- правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. "Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой "технологию" достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой". Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах).
- результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. "Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений".
- правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней. В Омской области, например, в 1994-1995 годах было принято свыше 30-ти нормативно-правовых актов различной направленности.
Стадии
применения права
Применение права - сложная,
многоступенчатая деятельность, в которой
могут быть выделены главные звенья - стадии
применения, характеризующие саму логику
и последовательность действий при рассмотрении
и решении юридического дела. Таких стадий
3:
- Установление фактических обстоятельств дела;
- Установление юридической основы дела;
- Вынесение решения по делу.
1. Установление фактических
обстоятельств дела - жизненных фактов, явлений
действительности, образующих фактическую
основу применения права. Это подготовительная
стадия правоприменения.
Среди фактических
обстоятельств должны быть выделены
значимые факты самого случая,
события, к которому применяются юридические
нормы. "Факты являются юридически значимыми,
если норма права связывает с ними возникновение,
изменение или прекращение правоотношений,
характер и размеры санкций". В юридической
науке и практике они нередко называются
главным фактом (или фактом подлежащим
доказыванию). Это, например, факт убийства,
совершенного гражданином.
Применение закона должно основываться
на полной достоверной, надлежащим образом
юридически закрепленной и оцененной
информации, раскрывающей обстоятельства
дела и реконструирующей событие, к которому
применяется закон.
Установление
фактических обстоятельств дела осуществляется с
помощью доказательств. Доказательства
– данные (сведения) о фактических обстоятельствах.
Доказательствами являются именно сведения
о фактах, информация о них, а не логические
аргументы, доводы в споре.
Источники
сведений о фактах требуют известных процессуальных
форм закрепления, удостоверения. Например,
протокол о предметах, обнаруженных при
обыске, должен быть подписан понятыми.
Законом определена также доступность
доказательств. Например, не допустимы
такие доказательства, как сведения, полученные
в результате незаконного прослушивания
телефонного разговора.
Эта стадия
правоприменения имеет большое
значение именно в силу того,
что она является предварительной
стадией. Например, если в расследовании
уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события,
имеющие отношение к возникновению и развитию
правонарушения, то по прошествии времени
это будет сделать гораздо сложнее. Чем
больше фактов, относящихся к делу, будет
выявлено и закреплено на первом этапе,
тем легче будет реализовать следующие
этапы правоприменения.
2. Установление юридической
основы дела.
Деятельность
правоприменительных органов по
установлению юридической основы
дела предполагает:
а) выбор
нормы, подлежащей применению;
б) проверку
правильности текста акта, в котором содержится
выбранная норма;
в) проверку
подлинности самой нормы и
ее действия во времени, пространстве
и кругу лиц;
г) уяснения
смысла и содержания нормы.
Выбор
правовой нормы для решения
дела осуществляется после того
как установлен юридический характер рассматриваемых
обстоятельств.
Прежде всего,
определяется отрасль права, регулирующая
подобные отношения, затем устанавливается
вид отраслевого юридического
института, охватывающего подобные
случаи, а затем уже выбирается
конкретная норма, предусматривающая данный
жизненный случай.
Выбрав правовую
норму необходимо удостовериться
в подлинности текста правового
акта, содержащего норму. Делается
это на основе текста официального
издания нормативного акта. Здесь
же выясняется не внесены ли изменения в нормативный
акт, саму норму, нет ли акта толкования
относящегося к применительной норме.
Затем необходимо
произвести "критику" правовой
нормы - тщательно, всесторонне,
с разумной придирчивостью проверить
возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая
"критика" подразделяется на "высшую"
и "низшую".
"Высшая"
критика относится к самому
закону, иному акту. Выясняется, правомерен
ли сам закон, не противоречит
ли он закону с более высокой
юридической силой, не приостановлено ли его действие, распространяется
ли его действие на время возникновения
регулируемых правоотношений, данную
территорию и данных лиц. Если правовой
акт не прошел "высшую" критику, применяться
он не может. Так, нельзя применять норму
права, которая хотя и действует в данный
момент, но которой не было, когда возникли
рассматриваемые отношения или прекратились,
поскольку "закон обратной силы не имеет".
По той же причине нельзя применять принятую
норму, не вступившую в законную силу.
"Низшая
критика" касается только законодательного
текста, словесно-документального изложения
юридических норм, когда должны быть устранены
погрешности, допущенные при напечатании
(перепечатывании) текста, т.е. погрешности
полиграфического или машинописного характера.
Основное правило здесь - пользоваться
официальным текстом содержащимся в "Собрании",
других официальных источниках или, в
крайнем случае, выверенной и завизированной
копией официального текста.
На
первых стадиях применения закона
происходит предварительная правовая квалификация, в результате
которой определяется круг обстоятельств,
в отношении которых осуществляется применение
закона (предмет доказывания). Окончательная
правовая квалификация фактов осуществляется
при решении юридического дела, когда
формулируется итоговый вывод о юридических
нормах, под которые подпадает данный
случай и которые положены в основу решения.