Становление и развитие института государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в осуществлении комплексного междисциплинарного исследования концептуальных и нормативно-правовых оснований организации муниципальной службы Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и последовательного решения ряда взаимосвязанных научных задач:
- произвести анализ сущности и содержания основных теоретических концепций муниципальной службы, систематизировать и обобщить варианты ответов на нерешенные и дискуссионные вопросы;
- изучить процесс эволюции системы муниципальной службы в ходе исторического развития российского государства;
- осуществить характеристику конституционно-правовых оснований организации муниципальной службы в современной России;
- проанализировать механизм конституционно-правового регулирования в сфере организации государственной и муниципальной служб в субъектах Российской Федерации;
- осмыслить деятельность органов государственной власти по разрешению конституционно-правовых коллизий, возникающих в процессе осуществления служебной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....стр.3
Глава 1. Становление и развитие института муниципальной службы в дореволюционный период………………………………………………..стр. 7
Глава 2. Местное самоуправление в советский период………………...стр.13
Глава 3. Местное самоуправление России в переходный и современный периоды…………………………………………………………………….стр.18
Заключение………………………………………………………………….стр.27
Список литературы……………………………………………………..….стр.29

Файлы: 1 файл

становление и развитие института муниципальной службы в РФ. (1).docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

-установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти44.

При этом глава местного самоуправления и другие должностные  лица местной администрации могли  быть членами представительного  органа местного самоуправления.

Разработка Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права. В настоящее время идет процесс совершенствования законодательства о местных органах самоуправления45.

Новый этап становления и  развития в России местного самоуправления, действительно современного муниципального управ­ления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубежную практику, начался в стране в 1993 г. 

Указом от 26 октября 199346 г. было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Оно предусматривало такую систему местного самоуправления:

-в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;

-в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек - выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);

-в городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек - выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления;

-в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован также орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений;

-на территории сельсоветов - глава местного самоуправления (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; может быть образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений47.

Хотя российский и зарубежный опыт наглядно свидетельствовал, что  структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет  закон, но и после принятия Федерального закона «Об основах местного самоуправления» местное самоуправление не стало эффективным, реально функционирующим в соответствии с установленными принципами и данными правами48. Ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Люди оценивают государственную политику прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд: через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, наличие тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, благоустройства и т. д. Именно на местном уровне население чувствует прямую ответственность за решение насущных вопросов жизни, здесь формируются основы понимания собственной ответственности граждан за свою судьбу49.

Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на два  основных этапа, ссылаясь на Федеральную  программу государственной поддержки местного самоуправления, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251. На первом этапе (в течение 1996 г.) создавались организационно-правовые основы местного самоуправления, на втором (в течение 1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономические основы50.

По мнению ученых, основные задачи первого этапа реформы  местного самоуправления, хотя и с  некоторым опозданием, в принципе были выполнены. Значительная работа была проведена не только в области  законотворчества, но и в организационной  сфере.51 Подтверждение тому - муниципальные выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации назначенные главы местных администраций сложили свои полномочия, а им на смену пришли новые (избранные населением) органы и должностные лица местного самоуправления. Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции и подтвердили, что население в целом принимало и продолжает принимать довольно активное участие в формировании муниципальных органов52.

В 90-е гг. в основном организационно-правовые основы местного самоуправления в России были созданы. Однако несмотря на это, функционирующая в стране система  местного самоуправления все еще  была далека от своей конституционной  модели. Хотя нормативная база и  комплекс проведенных организационных  мероприятий подтверждают факт перехода России к автономной модели местного самоуправления, тяжким наследием ранее  действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая  зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной  власти53.

Именно проблемы экономического характера являлись на значительное время основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в  нашей стране. В связи с этим основные усилия в рамках второго  этапа муниципальной реформы  должны быть направлены прежде всего  на завершение формирования экономических  основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной  самостоятельности местных органов  власти. И это было достигнуто принятием  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»54 в 2003 году.

С вступлением с 1 января 2009 года Федерального закона № 131-ФЗ в  силу в полном объеме начался новый  этап в развитии системы местной  власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в Московской области55.

С 2009 года субъекты Российской Федерации не имеют права самостоятельно определять вопросы местного значения, решаемые муниципалитетами: все поселения  независимо от уровня доходов и бюджетной  обеспеченности осуществляют одинаковый объем полномочий, установленный  Федеральным законом № 131-ФЗ56.

В целях сохранения стабильности и качества жизни населения поселения  прибегают к механизму, предусмотренному Федеральным законом № 131-ФЗ –  заключению соглашений о передаче части  своих полномочий между муниципальными районами и поселениями. Реализуя эту  возможность, поселения передают часть  своих полномочий, к осуществлению  которых они не готовы, на районный уровень57.

Среди переданных районам  полномочий наиболее важными являются:

1. Формирование, утверждение,  исполнение бюджета поселения  и контроль за исполнением  данного бюджета;

2. Организация в границах  поселения электро-, тепло-, газо- и  водоснабжение населения, водоотведения,  снабжения населения топливом;

3. Дорожная деятельность  в отношении автомобильных дорог  местного значения;

4. Создание, содержание и  организация деятельности аварийно-спасательных  работ;

5. Организация и осуществление  мероприятий по мобилизационной  подготовке58.

Реализация этого механизма  дала возможность органам местного самоуправления осуществлять все возложенные  на них полномочия и способствовала бесперебойному оказанию услуг населению59.

В настоящее время деятельность в данном направлении близка к  завершению. Так, 69 муниципальных образований  по 67 муниципальным районам и  городским округам  работа уже  завершена, из них по 61 (88%) муниципальному образованию приняты Законы Московской области.60

Кроме того, Министерство активно  оказывает муниципальным образованиям методическую и правовую поддержку  в решении территориальных споров, возникающих в ходе работы по описанию границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства61.

В соответствии с Федеральным  законом № 131-ФЗ62 в каждом субъекте Российской Федерации с 1 января 2009 года организовано ведение регистра муниципальных правовых актов, в который включаются все нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

 

Заключение

Особенности становления и развития законодательного регулирования муниципальной службы в России в значительной мере обусловлены задачами Российского государства на каждом этапе его развития. Современный правовой институт муниципальной службы предлагаем рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации муниципальной службы: статус муниципальных служащих, гарантии и механизм его реализации, процедуру прохождения муниципальной службы, а также и ответственность должностных лиц органов местного самоуправления. Современное федеральное законодательство не в полной мере учитывает то обстоятельство, что правовое регулирование муниципальной службы - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления не существует вне защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав муниципальных служащих, обеспечения законности и правопорядка. В этой связи необходимо расширение установленного на федеральном уровне перечня полномочий субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию муниципальной службы. Предложения в федеральное и региональное законодательство, направленные на совершенствование правового регулирования муниципальной службы, закрепив в них следующие положения:

- перечень требований  и условий, необходимых для  принятия на муниципальную должность  муниципальной службы той или иной группы;

- перечень квалификационных  разрядов муниципальных служащих, присваивающихся муниципальным  служащим, а также требования  и условия для их присвоения квалификационного разряда;

- порядок присвоения квалификационных  разрядов и сохранения их при  переводе на другие муниципальные  или государственные должности;

- порядок перехода муниципального  служащего с муниципальной службы  на государственную службу и наоборот. Предлагается в Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусмотреть возможность устанавливать на уровне местного самоуправления дополнительные гарантии прохождения муниципальной службы. Также считаем целесообразным закрепить в Законе положение о том, что нормативными правовыми актами муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные виды поощрений муниципальных служащих. В Федеральном законе «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» необходимо закрепить виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на муниципального служащего, основания и порядок наложения каждого такого взыскания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. - М., 2008. - № 11. - С. 14-19.
  2. Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.
  3. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 2008 г.
  4. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 2008 г.
  5. Местное самоуправление в России: Состояние, проблемы, перспективы. - М., 2010.
  6. Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. - М., 2008. - № 17.
  7. http://www.aup.ru
  8. http://www.belduma.ru
  9. Муниципальная служба в контексте реформы местного самоуправления в России: сравнительно-правовой анализ: Монография. М.: Палеотип, 2003
  10. Шувалов И.И. Совершенствование законодательства субъектов РФ в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления // Журнал российского права. 2008. № 9.
  11. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление: проблема взаимодействия с населением // Журнал "Регионология" №1, 2008.
  12. Масловская М.В. Административная реформа и местное самоуправление: точки соприкосновения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.
  13. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 6.
  14. Глушко Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // "Центр публично-правовых исследований", 2007.
  15. Муниципальное право: учебное пособие/ Под. Ред. С.Е. Чаннова. - 4-е изд. - М., 2009.
  16. Комментарий к Федеральному закону " О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ (постатейный) // Под ред. О.А. Борзуновой и Ю.К. Краснова.М., 2008.
  17. Володин А.М., Немчинов А.А. Муниципальная служба: Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2008.
  18. Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы / В.С. Нечипоренко. М.: Логос, 2008.- 300с
  19. Уткин, Э.А.Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: ЭКМОС, 2008. –383с
  20. Щербаков Ю. Государственная и муниципальная служба: Учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  21. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право.Учебное пособие  Москва: Юстицинформ, 2009.
  22. Глазунова, Н.И. Государственная и муниципальная служба: учебник/ Н.И.  Глазунова.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 556с.
  23. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/ О.Е. Кутафин.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 669с.
  24. Муниципальное право России. Отв. ред. Авакьян С.А. - Учебник - 2009. — 544 с.
  25. Шпаргалка по муниципальному праву.   Каковкина Е.Н. (2010, 90с.)
  26. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013)

 

 

 

 

 

1 Муниципальное право России. Отв. ред. Авакьян С.А. - Учебник - 2009. — 544 с.

2 Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.

3 Муниципальное право: учебное пособие/ Под. Ред. С.Е. Чаннова. - 4-е изд. - М., 2009.

4 Муниципальное право России. Отв. ред. Авакьян С.А. - Учебник - 2009. — 544 с.

5 Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/ О.Е. Кутафин.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 669с.

6 Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.

7 Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. - М., 2008. - № 17.

8 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 2008 г.

9 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 2008 г.

10 Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. - М., 2008. - № 17.

11 Панина Е. Возьмем лучшее из опыта земств // Российская Федерация. - М., 2008. - № 17.

12 http://www.belduma.ru

13 Уткин, Э.А.Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: ЭКМОС, 2008. –383с

14 Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.

15 Уткин, Э.А.Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: ЭКМОС, 2008. –383с

16 Глазунова, Н.И. Государственная и муниципальная служба: учебник/ Н.И.  Глазунова.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 556с.

17 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право.Учебное пособие  Москва: Юстицинформ, 2009.

18 Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.

19 Уткин, Э.А.Государственное и муниципальное управление/ Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов.- М.: ЭКМОС, 2008. –383с

20 Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право.Учебное пособие  Москва: Юстицинформ, 2009.

21 Глазунова, Н.И. Государственная и муниципальная служба: учебник/ Н.И.  Глазунова.- М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.- 556с.

22 Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы / В.С. Нечипоренко. М.: Логос, 2008.- 300с

23 Глушко Е.К. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации // "Центр публично-правовых исследований", 2007.

24 Фадеев В.И. \"Муниципальное право России\" М.: 2009 г.

25 Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы / В.С. Нечипоренко. М.: Логос, 2008.- 300с

26 Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы / В.С. Нечипоренко. М.: Логос, 2008.- 300с

Информация о работе Становление и развитие института государственной и муниципальной службы