Становление многопартийности в 1990-е годы в Республике Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить Республику Коми на пути к многопартийности в 1990-е годы и проблемы партогенеза в Республике Коми.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие политической партии, заинтересованные группы, функции политической партии, кадровые и массовые партии;
- дать классификацию политических систем;
- рассмотреть становление многопартийности в Республике Коми в 1990-е годы.

Содержание работы

Введение 3
Проблема концептуализации понятия «политическая партия»
1.1. Понятие политической партии, заинтересованные группы, функции политической партии, кадровые и массовые партии 4
1.2. Классификация политических систем 9
2. Становление многопартийности в 1990-е годы в Республике Коми 11
Заключение 16
Литература

Файлы: 1 файл

politicheskie_partii_v_RK.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                                         3

  1. Проблема концептуализации понятия «политическая партия»                                        

1.1. Понятие политической партии, заинтересованные группы, функции политической партии, кадровые и массовые партии                                                    4

1.2. Классификация  политических систем                                                                      9    

2. Становление многопартийности в 1990-е годы в Республике Коми                                  11

Заключение                                                                                                                                   16

Литература                                                                                                               17

 

 

Введение

 

Первые политические партии в России появились в конце XIX в., возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов, что подразумевало и свободу создания политических партий. До начала 1920-х гг. в России существовала многопартийная система, в 1920-1980-е гг. - однопартийная, в конце 1980-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой политологи говорят с 1993 г., т. е. с момента первых соревновательных выборов.

В ст. 13 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя закреплена многопартийность, что означает возможность существования ряда партий с различными программами, равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Партия, как правило, включает людей с разнообразными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, кто преследует специфические для всех ее членов интересы и концентрирует свое внимание, главным образом, на одной или нескольких проблемах. Партия формулирует такие политические позиции, которые носят общий характер, и не делает акцент на какой-либо специфической проблеме. Поскольку кандидаты партии апеллируют к широкому спектру социальных сил, они должны стремиться избегать четких позиций по спорным вопросам. Если мнения избирателей резко расходятся, большинство кандидатов пытаются занять среднюю позицию, чтобы не оттолкнуть ту или иную значительную группу избирателей.

Цель работы: изучить Республику Коми на пути к многопартийности в 1990-е годы и проблемы партогенеза в Республике Коми.

Задачи контрольной работы:

- рассмотреть понятие политической партии, заинтересованные группы, функции политической партии, кадровые и массовые партии;

- дать классификацию политических  систем;

- рассмотреть становление многопартийности в Республике Коми в 1990-е годы.

 

1. Проблема концептуализации понятия  «политическая партия»

1. Понятие политической партии, заинтересованные группы, функции  политической партии, кадровые и  массовые партии

 

 

Современный политологический словарь определяет понятие «политическая партия» от лат. partis - часть как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

С точки зрения политической значимости группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительства, реализация действия по реализации тех или иных интересов. Исследователи подчеркивают, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе.

Под заинтересованными группами понимаются разного рода организации, объединения, союзы предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов, производителей той или иной продукции и др. [5,с.28]. Эти группы являются средством политического действия, направленного на достижение специфических, сравнительно ограниченных целей. Для этого они используют организованное давление на власть и политических деятелей. Поэтому их часто называют группами давления, главной целью которых является завоевание власти для реализации определенного политического курса.

В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам с целью создания базы для объединения разнородных социальных слоев в широкую коалицию, способную обеспечить победу на выборах, заинтересованные группы могут занимать четко очерченные позиции по специфическому и ограниченному кругу вопросов, объединяющих всех членов этих групп.

Кардинальным для современной демократии является вопрос о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполнять и депутаты, и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.

Современные массовые «народные партии» не имеют определенной социальной базы и стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулировки их предвыборных платформ носят очень расплывчатый характер и мало отличаются друг от друга. К тому же, как показывают эмпирические исследования, большая часть избирателей вообще не знакома с партийными программами, а строит свой выбор на основе традиций, привлекательности лидеров и символики. Поэтому «партийная демократия» имеет мало общего с подлинным народовластием.

Назначение партии конкретно проявляется в ее функциях, среди которых такие, как социальные, теоретические, идеологические, политические, организационные.

К социальным функциям партии относятся: представительство или выражение определенных социальных интересов, обеспечение социальной интеграции или включение в политическую систему различных групп, смягчение, примирение конфликтных интересов, коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии такие, как разработка стратегии и тактики; выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп; анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества; уточнение и коррекция политической доктрины.

К идеологическим функциям партии относят: распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения; пропаганду своих программных целей и политики; привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии; социально-политическое просвещение.

Политические функции партии следующие: борьба за власть; прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства; подготовка альтернативных предложений;  
выполнение предвыборной программы; разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии: реализация программных установок и решений; проведение избирательных кампаний; подбор кандидатов на выборные должности; подготовка кадров для правящей элиты; формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств; формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции.

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Партии классифицируют по следующим основаниям: по социальной среде деятельности и выделяют моносредные, промежуточные, всеобщие или универсальные; по отношению к социальной действительности различают революционные; реформистские; реакционные; консервативные. По идеологической направленности доктрин: социал-демократические; коммунистические; либеральные; консервативные; конфессионные; монархические; националистические; фашистские (неофашистские). По отношению к власти: правящие и  оппозиционные [5, с.29].

 По внутренней организации различают с формальными принципами членства; со свободным членством; с сильной структурой; со слабой структурой.

Классической и распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже, который выделяет кадровые и массовые партии.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера, они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями. Целью кадровой партии является подготовка выборов, проведение их и сохранение контакта с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьи имена, престиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса.

Различие кадровых и массовых партий обусловлено социальной и политической инфраструктурой. В основных чертах оно соответствует замене ограниченного избирательного права всеобщим. В отличие от таких, кадровых партий, массовые партии строятся на совершенно иных основаниях. Упор в них делается не на качество «офицерского корпуса», а на количество рядовых партийцев. По словам М. Дюверже, «То, чего массовые партии добиваются числом, кадровые достигают отбором». Поэтому массовые партии, как правило, подразделяются в зависимости от жесткости своей организационной структуры. На одном полюсе здесь выделяются партии, строящиеся на четких, причем формально закрепленных принципах членства, таких как устав, формы и условия вступления в партию, партийная дисциплина, жесткие нормы поведения и санкции за их нарушение, и т. д. На другом полюсе располагаются партии, в которых отсутствует институт официального членства, а принадлежность к партии определяется, например, характером голосования за партийных кандидатов на выборах. Между этими полюсами располагаются многообразные варианты либо более, либо менее жесткой организации.

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.

Необходимо отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство существующих сегодня российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ.

Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой, электоратом. Развитие политических партий в России опережает трансформацию ее социальной структуры. В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями, такими как высокий социальный статус, относительное материальное благополучие и т.д.

Конец 1980-х - начало 1990-х гг., до 1993 г. является периодом подготовки к созданию партийной системы, когда обнаружились коллективные, т.е. связанные с индивидуальными потребностями в идентичности и солидарности, с потребностями найти себе подобных, и селективные, т.е. связанные со стремлением извлечь для себя из участия в работе партии материальные выгоды, причем не столько денежные выгоды, сколько возможность сделать политическую карьеру, занять государственную должность, стимулы партийного активизма.

Так, на основе коллективных стимулов возникли Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Для массы членов этих партий идентичность была важнее любых выгод, сопряженных с партийным активизмом. Коллективные стимулы к членству в СДПР и РПРФ при их образовании строились на противостоянии коммунистическому режиму. Вслед за партиями, в генезисе которых ведущую роль играли коллективные стимулы, возникают партии, в которых доминирующая роль принадлежит селективным стимулам. Наиболее ярким примером партии, сочетающей коллективные и селективные стимулы, явилась Демократическая партия России (ДПР), которая мыслилась, как противостоящая и идеологии, и организации правящей партии (КПСС).

До 1993 г. создаются и «партии-преемницы», т.е. партии, которые наследуют ресурсы партий, правивших ранее; они возникают путем реорганизации существовавших партий: Социалистическая партия трудящихся (СПТ), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала ведущей «партией-преемницей».

К выборам в Государственную Думу 1993 г. выявилось поле идеологических альтернатив, включавшее в себя «демократов», «коммунистов» и «националистов». Каждая альтернатива была представлена различными политическими силами. В сложившейся к моменту выборов ситуации, в условиях низкой эффективности экономической политики наибольшую поддержку получили партии, в той или иной степени претендующие на роль оппозиции. «Яблоко», созданное при участии СДРП и РПРФ, заняло место «демократической альтернативы», получив 7,9% голосов избирателей, ДПР получила 5,5%, КПРФ - 12,2%, АПР - 8%, ЛДПР - 22,9%. Правящие партии, такие как «Выбор России» и ПРЕС получили лишь 15,5% и 6,8% голосов избирателей соответственно [1, с.11].

Информация о работе Становление многопартийности в 1990-е годы в Республике Коми