Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Становление органов конституционного контроля в разных странах своеобразно. Изначально предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнить законодательная или исполнительная ветви власти (за последними это право сохраняется во многих случаях и в наши дни). В некоторых странах к конституционному контролю стали привлекать суды (США, Канада, Япония и др.). Они стали дополнять то, что делалось или должно было делаться другими ветвями власти. Как правило, сегодня в большинстве стран — это высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды .
1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РФ
1.1 Образование Конституционного суда
Становление органов конституционного контроля в разных странах своеобразно. Изначально предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнить законодательная или исполнительная ветви власти (за последними это право сохраняется во многих случаях и в наши дни). В некоторых странах к конституционному контролю стали привлекать суды (США, Канада, Япония и др.). Они стали дополнять то, что делалось или должно было делаться другими ветвями власти. Как правило, сегодня в большинстве стран — это высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды1.
В дореволюционной практике до 1918 г. вопрос о конституционном контроле не стоял, поскольку царская Россия не имела акта, называвшегося Конституцией.
По первой советской конституции — Конституции РСФСР 1918 г. верховным органом власти являлся Всероссийский съезд Советов, который принимал, заменял и дополнял Конституцию, и он же отменял акты, ей противоречащие. В период между съездами Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) контролировал соблюдение Конституции, имел право отменять или приостанавливать постановления и решения правительства.
В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. функция контроля над ней была возложена на образованный в этом же году Верховный Суд СССР. Его полномочия по конституционному контролю (надзору) были поставлены в жесткие рамки: они могли быть реализованы только в виде дачи заключений о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, которые могли даваться лишь по требованию ЦИК СССР.
Хотя впоследствии эти
полномочия были расширены и в
отношении постановлений
Его реанимация началась одновременно с пробуждением интереса к правовому государству. В декабре 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения и дополнения, предусматривающие создание Комитета конституционного надзора СССР (ККН СССР). Правовой основой работы названного Комитета была ст. 125 Конституции СССР и Закон СССР от 23 декабря 1989 г. О конституционном надзоре в СССР3.
ККН СССР можно считать квазисудебным органом. Он относился к числу высших органов государственной власти и управления СССР. ККН СССР избирался Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР из числа специалистов в области политики и права сроком на 10 лет и уполномочен был рассматривать конституционность правовых актов по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Председателя Верховного Совета СССР, других государственных органов, а также по собственной инициативе.
ККН СССР не входил в судебную систему страны. Порядок его деятельности не соответствовал характеру судопроизводства. Урезанность полномочий, юридическое бессилие (его заключения не могли приостановить действие законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций и законов союзных республик) показали невысокую эффективность деятельности ККН СССР, который самораспустился в конце 1991 г., не предприняв серьезных усилий по защите Конституции СССР. Его опыт, в том числе и негативный, был учтен при создании Конституционного Суда РФ.
В декабре 1990 г. в РФ был
учрежден Конституционный Суд РФ
как специализированный орган судебного
конституционного надзора. Это был
принципиально новый шаг в
развитии органов государственной
власти страны. Порядок его формирования
и компетенция
Конституционный Суд РФ трактовался как орган судебной власти по защите конституционного строя страны. Функции и полномочия Конституционного Суда РФ по ряду позиций вторгались в компетенцию других судов либо выходили за рамки судебной власти, позволили принять ряд решений, имевших большой общественный резонанс, и в совокупности с его активной ролью в событиях сентября — октября 1993 г. (он признал Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 неконституционным и дающим основание для отрешения Президента РФ от должности) послужили основанием приостановки деятельности Конституционного Суда образца 1991 г. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. постановлено не созывать его заседания до принятия новой Конституции5, а Указом от 24 декабря 1993 г. № 2288 Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. О Конституционном Суде РСФСР признан недействующим6.
При подготовке проекта новой
Конституции обсуждались
Конституция РФ 1993 г. и Федеральный
конституционный закон от 21 июля
1994 г. О Конституционном Суде Российской.
Федерации сохранили
1.2 Понятие и
место конституционного
Конституционный контроль — важный элемент системы разделения государственной власти в РФ. Его основа — Конституция РФ,
установившая эту систему (ст. 10). Практически он возникает там и
тогда, где и когда появляются законы, именуемые конституциями.
Конституционный контроль занимает важнейшее место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории России. Кроме закрепления ее верховенства в системе источников права через придание Конституции высшей юридической силы, Конституция РФ подчеркивает свое верховенство и через текст присяги Президента РФ (ч. 1 ст. 82; присяга включает в себя указание на необходимость соблюдения и защиты Конституции), и через указание на соответствие или непротиворечие ей тех или иных действий государственных органов (см., например, ч. 2 ст. 78, ч. 2 и 3 ст. 80, ч. 3 ст. 90 и другие нормы). Важнейшей гарантией верховенства Конституции РФ является особый порядок ее охраны путем конституционного контроля.
Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. Конституционный контроль носит в основном абстрактный характер, поскольку проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. А поскольку проверяется конституционность законов и других актов, которые вступили в силу, постольку такой контроль называется последующим. Из названных правил имеются два исключения: а) конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле; б) проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров — это предварительный (превентивный) контроль8.
Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т.е. проверкой федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Они проявляются во всех основных сторонах его статуса (компетенции), организации и деятельности. Конституционный Суд РФ как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при этом он не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Со всей категоричностью это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Статус Конституционного Суда РФ не предполагает обжалование принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля. В судебной системе РФ нет иного органа конституционного судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (ч. 6 ст. 125 Конституции).
Конституционный Суд РФ действует в особой процедуре, которая составляет конституционное производство, которое не вправе использовать другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых Советом Федерации председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ. Есть и иные отличия. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам, подсудность которых определена федеральными законами; Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает Конституционный Суд РФ от первых двух судов. В компетенции Конституционного Суда прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным негативным
законодателем, а учитывая то, что он толкует конституционные нормы, привнося в их содержание новые моменты, тем самым Конституционный Суд РФ создает, по образному выражению С.С. Алексеева, живое право.
2 СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
1.2 Состав и порядок образования Конституционного суда
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г.)
Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента России. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
Судьи этого суда распределяются между двумя палатами Конституционного суда, включавшим в себя соответственно 10 и 9 судей и обладающим одинаковыми правовыми полномочия по осуществлению конституционного правосудия. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее ¾ от общего числа судей9.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях палат данного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Суда, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат данного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Суда, в заседаниях – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О конституционном Суде в Российской Федерации» установлено, что этот Суд вправе рассмотреть пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Наряду с этим закон устанавливает перечень вопросов, которые Конституционный суд рассматривает исключительно в пленарном заседании. К делам подобного рода относятся:
Информация о работе Становление органов конституционного контроля в разных странах