Становление органов конституционного контроля в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Становление органов конституционного контроля в разных странах своеобразно. Изначально предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнить законодательная или исполнительная ветви власти (за последними это право сохраняется во многих случаях и в наши дни). В некоторых странах к конституционному контролю стали привлекать суды (США, Канада, Япония и др.). Они стали дополнять то, что делалось или должно было делаться другими ветвями власти. Как правило, сегодня в большинстве стран — это высшие инстанции общих судов, обычно верховные суды .

Файлы: 1 файл

Становление органов конституционного контроля в разных странах своеобразно.docx

— 43.67 Кб (Скачать файл)

- дела о соответствии Конституции Российской Федерации, конституций республик и уставов субъектов Федерации;

- толкование Конституции Российской Федерации;

- вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- утверждение посланий Конституционного суда;

- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.10

В пленарных заседаниях Конституционный  суд: избирает Председателя, его заместителя, судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации, вносит в  него изменения и дополнения устанавливает  очередность рассмотрения дел в  пленарных заседаниях, распределяет дела между палатами, принимает решения  об приостановлении или прекращении  полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также  о досрочном освобождении от должности  Председателя его заместителя и  судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный  суд решает дела, отнесенные к ведению  Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

– федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

– законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

– договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

– не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.11

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель – сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

– представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и  информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них – это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата – это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.).12 В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.

Говоря об организации  деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда.13 Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.14

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Полномочия  Конституционного Суда

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ установлены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Закон содержит как материальные нормы о Конституционном Суде (о его статусе, полномочиях, материальных гарантиях судьям и др.) так и  процессуальные регулирующие порядок  рассмотрения различных дел. Включение  практически всех норм о Конституционном  Суде (кроме четко установленных  исключений) в один закон обеспечивает удобство его применения и оправданно с точки зрения юридической техники.

Полномочия Конституционного Суда РФ как это определено в указанном  Федеральном конституционном законе, направлены на защиту основ конституционного строя, основанных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории страны.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  на всей территории РФ Конституционный  суд обладает определенными полномочиями.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в Законе, можно подразделить на 7 групп.

Важнейшими являются полномочия Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции Российской Федерации иных правовых актов. Ст. 125 устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным Судом по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основанием для запроса  в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке Конституционности правовых актов или их отдельных положений могут служить либо мнение заявителя о том, что они не являются подлежащими действию из-за неконституционности, либо его мнение о том, что они подлежат действию, вопреки официальнопризнанному решению федеральных органов государственной власти или высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе принять и исполнить эти акты, из-за их несоответствия Конституции Российской Федерации (ст. 85).

Во вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской Федерации входит разрешение споров о компетенции органов государственной власти различного уровня. Сюда относятся споры между различными федеральными органами государственной власти, споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также споры между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Возбуждать подобные дела могут любые участвующие в  споре стороны, перечисленные в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Формой обращения в подобных случаях является ходатайство.

Наделение Конституционного Суда Российской Федерации данными полномочиями служит интересам единства Российской Федерации и защиты прав субъектов в составе Российской Федерации. Споры о компетенции Конституционный суд рассматривает, руководствуясь исключительно установленным в Конституции Российской Федерации принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Третью группу составляют полномочия, связанные с толкованием  Конституции. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функцию рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти в смысле возможности ее вторжения в сферу индивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.

Ни один другой орган государства  кроме Конституционного Суда не может давать официального и обязательного для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, должностных лиц и граждан толкования Конституции Российской Федерации.

К важнейшим полномочиям  Конституционного Суда Российской Федерации относятся полномочия, связанные с рассмотрением конституционности законов по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граждан. Данные полномочия позволяют более реально гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции.15

Существуют 2 основания для  подобного обращения:

1) если закон затрагивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции;

2) если закон должен  быть применен или был в  применении в конкретном деле, которое было начато или завершено в суде или другом, уполномоченном на то органе.16

Конституционный Суд может  рассматривать вопросы конституционности законов и по запросам судов, что составляет пятую группу его полномочий.

Обращаться в Конституционный  Суд с запросом о конституционности закона может суд любой инстанции в тех случаях, когда закон, конституционность которого ставится под сомнение, применяется или может применяться в определенном деле. Причем до тех пор, пока Конституционный Суд не вынесет свое постановление производство по делу или выполнение вынесенного судом решения приостанавливается.

Шестую группу полномочий Конституционного Суда составляют полномочия, связанные с отрешением от должности Президента Российской Федерации. Суд лишь дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Седьмая группа включает в  себя полномочия, связанные со сферой правотворчества. Конституционный  Суд Российской Федерации согласно п. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 3 Закона пользуется правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.17

Как уже было сказано выше, данный перечень не является исчерпывающим  и может быть дополнен Конституцией Российской Федерации, федеративными договорами и Федеральным Конституционным Законом.

 

1 Судебные системы европейских стран: Справочник. М., 2002.

2 Гуценко К.Ф., Ковалев МА. Указ. соч. С. 196.

3 ВВС СССР. 1989. № 28. Ст. 540.

4 ВВС РФ. 1991. №30. Ст. 1016—1017.

5 САПП РФ. 1993. №41. Ст. 3921.

6 САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5086.

7 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред.В.Д. Карповича

8 Колюшин Е.И. Указ. соч. С. 305.

9 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конст. закон, 23 июля 1994 г. // Российская газета. - 1994.  - № 36. - Ст. 4. – С. 14-15.

10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник /  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. – 587 с.

11 Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ершов // Государство и право. - 2006. - № 8. - С. 31-35.

12 Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации / Яшникова Т.А. - М.: Дело, 2000. – С. 66.

Информация о работе Становление органов конституционного контроля в разных странах