Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:55, лекция
Правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом».
20.4. Практика становления
правового государства в
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Подлинное правовое демократическое
государство означает, что граждане
воспринимают себя хозяевами жизни,
активными участниками
Процесс становления правовой
государственности занимает длительное
историческое время. Он совершается
вместе с формированием гражданского
общества и требует целенаправленных
усилий. Правовое государство не вводится
единовременным актом и не может
стать результатом чистого
В России большинство населения,
понимая необходимость неких
общих правил, готовы соблюдать законы,
но только при условии соблюдения
законов представителями
Специалисты различают три вида правосознания: гражданское, этатистское и собственно «правовое». По данным социологических исследований более половины граждан современной России обладают гражданским правосознанием, около одной трети - этатистским, одна пятая - «правовым».
Для гражданского правосознания
характерно формальное признание принципов
правового государства на фоне правового
нигилизма и неправомерного общественного
поведения. Это правосознание исходит
из того, что нормы права выше
закона, из которых сам закон черпает
обязательную силу. Однако нормы такого
положительного права помимо закона
и обычая могут формироваться
не только законами и обычаями, но и
путем общественного
Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму, ожидание постоянной помощи со стороны государства в решении не только жизненно важных, но и приватных проблем. Они постоянно перекладывают ответственность за свою судьбу на государство. Этатистское правосознание основано на традиционном представлении о праве, согласно которому право есть не что иное, как продукт воли государства, предписание государственной власти. Такое правосознание признает любой закон, изданный государством (даже если он не соответствует наличной системе права), в качестве обязательного для исполнения предписания.
Для людей с правовым правосознанием
характерна ориентация при решении
своих проблем, прежде всего на собственные
силы, убеждение, что можно самому
управлять своей судьбой, спокойное
отношение к социальной дифференциации
и в целом положительное
Необходимо коренным образом
преобразовать социально-
В правовом государстве власть
рассматривается как сила, стоящая
на службе у права, главной функцией
которой является выполнение законов
и соответственно выраженных в них
общественных интересов. В сегодняшней
же России системы законов как
реально действующей силы еще
нет. Господствует, зачастую, «указное
право», что, в конечном счете, обрекает
на беспомощность и унижения и
простого человека, и бизнесмена, и
политика. Судебная система еще не
стала гарантом справедливости, о
чем свидетельствует оценка ее деятельности,
данная Президентом России в ежегодном
послании Федеральному Собранию в 2005 г.:
«если часть российского
В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, в современной же России взаимная ответственность пока только декларируется. «Необязательное» поведение нашего государства порождает цепную реакцию. Российские граждане точно так же начинают относиться и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транспорте и т. д.
Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность, пойти на кардинальные перемены. Такими шагами может стать существенное сокращение громоздкого государственного аппарата и возложение на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей, расширение сферы гласности в деятельности государственных органов власти, учет опыта становления правового государства в других странах и т. п.
Достижение целей правового государства возможно только при осознании гражданами необходимости отстаивать свои интересы, влиять на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью. Важными факторами демократического участия выступают политические условия, способствующие реализации прав и свобод; правовые и материально-экономические основы, формирующие стремление человека к достойной жизни; доступность средств массовой информации, обеспечивающие политическую коммуникацию общества и власти.
Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций».
Информация о работе Становление правового государства в России: история и современность