Статус депутатов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, представителей законодательного органа России, Федерального Собрания регламентируется федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нормами Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правовая природа депутатского мандата. Его виды. 5
Глава 2. Формы деятельности и полномочия депутата. 12
Глава 3. Иммунитет депутата. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

конституц право контрольная.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации

имени В.В. Лукьянова»

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по конституционному праву России

 

Тема № 4: «Статус депутатов в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 3 группы 2 курса ФЗО

старший лейтенант полиции

Рябов С.В.

зачетная книжка № 3334

 

 

 

Служебный адрес:

620146, г. Екатеринбург,

ул. Чкалова, 1

 

 

 

Домашний адрес:

620072, г. Екатеринбург,

ул. Сиреневый бульвар, 3-145

т. 8-963-053-4329

 

 

 

Орел – 2013 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Правовая природа депутатского мандата. Его виды.   5

Глава 2. Формы деятельности и полномочия депутата.           12

Глава 3. Иммунитет депутата.               21

Заключение                  25

Список литературы                 26

 

 

Введение

Исследование вопроса о правовом статусе депутата в Российской Федерации имеет большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементов новой российской государственности, данный процесс ставит своей целью нахождение таких форм организации этих элементов, которые дали бы возможность объединить все конструктивные условия, направленные на укрепление и повышение дееспособности институтов власти. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации - одна из качественных характеристик современного демократического государства и важнейший объект исследования юридической науки, строящейся в том числе на понимании роли и места органов народного представительства в политической  системе, статуса депутатов и выборных должностных лиц.

Важно понять, что скрывается за термином «правовой статус». Это понятие употребляется в науке и законодательстве весьма широко. Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Таким образом, при использовании понятий «правовое положение» и «правовой статус» я буду исходить из их совпадения этимологически и по существу (все основные стороны юридического бытия индивида и его взаимоотношений с государством). Наиболее общим образом правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе. Таким образом, можно сказать, что в понятие «правовой статус парламентария» входят такие элементы как его права, свободы и обязанности, к числу второстепенных элементов относятся: порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата.

Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, представителей законодательного органа России, Федерального Собрания регламентируется федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нормами Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.

 

Глава 1. Правовая природа депутатского мандата, его виды.

Депутатский мандат (лат. «mandatum» поручение) - документ, удостоверяющий полномочия к.-либо лица; полномочия владельца мандата.

В современных демократических государствах принят т.н. общенациональный мандат, в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого-либо определенного избирательного округа. В государственно-политической теории различают императивные и свободные мандаты

Особенностью законодательной (представительной) и правовой системы Российской Федерации и её субъектов являются то, что мандат депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ является общим; следовательно, хотя депутаты и выбираются по отдельным избирательным округам, каждый из них представляет народ в целом. Выполнение депутатского (парламентского) мандата факультативно и свободно от принуждения. Мандат не подлежит отзыву и не требует одобрения действий депутата при своем осуществлении со стороны его избирателей.

В основе юридической природы депутатского мандата лежит конституционное положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следует отметить, что современная демократия имеет ярко выраженную тенденцию, свидетельствующую о том, что осуществление власти народом проводится на основе не непосредственной, а представительной демократии. В этой связи французский социолог П. Бурдье совершенно справедливо отмечал, что народ не может существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому-либо лицу или органу, способному действовать в качестве юридического лица или группы.1

_________________________

1 Бурдье Пьер: Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.

Представительными органами власти являются парламенты и представительные органы местного самоуправления, которые состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного, и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, депутатом является лицо, представляющее общество и выражающее его волю. В этом и состоит сущность депутатского мандата как представителя народа, его избравшего. Именно население наделяет депутата своими полномочиями на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Депутат является полномочным представителем народа.

Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от закрепления господствовавшего прежде императивного депутатского мандата. Отныне избиратели юридически не могут определять позицию депутата, а депутат не связан правовыми обязательствами с ними.

Нет юридической ответственности депутата перед избирателями; отсутствуют такие институты, характерные для императивного мандата, как наказы избирателей, подотчетность избирателям депутатов и отзыв депутатов избирателями. Все это в совокупности можно рассматривать как конституционно правовое закрепление свободного мандата депутата представительного органа в РФ (по крайней мере для федерального уровня).

В Федеральном законе о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятом 8 мая 1994 г. как и в Конституции РФ, нет прямого указания на характер депутатского мандата.

Свободный характер депутатского мандата косвенно подтверждается ч. 2 ст. 2 названного Закона, согласно которой депутат Совета Федерации (СФ)2

и депутат ГД руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ,

_________________________________________

2  Федеральный Закон № 3- ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» от 08.05.1994 (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 09.05.1994 № 2. Ст. 74

федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.

Что касается других статей, имеющих значение для уяснения данного вопроса, то они грешат существенными юридическими неточностями. Так, ч. 2 ст. 1 Закона содержит следующее определение депутата Государственной Думы: «Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».

Решающее значение играет основополагающий принцип правового статуса выборного должностного лица, модели взаимоотношений депутата с избирателями - свободный или императивный мандат.

Императивный мандат предполагает возможность отзыва депутата избирателями, если он по ряду причин утратил их доверие (не исполняет наказы избирателей и свою предвыборную программу, не поддерживает связи с избирателями, недостаточно эффективно представляет их интересы, совершил действия, порочащие звание депутата и т.п.). Достоинство этой модели состоит в поддержании связи депутата с избирателями и возможности контроля со стороны избирателей за деятельностью депутатов.

Согласно модели свободного мандата депутат рассматривается как представитель всего народа, а не только своего избирательного округа, и потому не может быть отозван избирателями своего округа; их наказы не имеют для него обязательного значения. Независимость депутата не является абсолютной и существует постольку, поскольку способствует его эффективной деятельности в общегосударственных интересах. При свободном мандате остается ряд форм взаимодействия депутата и избирателей (посещение избирательных округов, информирование депутатом избирателей о своей работе и др.). В случае утраты поддержки избирателей депутат может быть не избран на очередных выборах. Кроме того, при свободном мандате к депутату могут быть применены и меры конституционной ответственности, но не избирателями, а непосредственно органом народного представительства (например, он может быть лишен мандата по решению парламента).

В отличие от конституций советского периода, в целом исходивших из конструкции императивного мандата депутатов Советов и прямо предусматривавших институт отзыва депутатов, действующая Конституция Российской Федерации не содержит регулирования этого института прямой демократии, что порождает неоднозначные толкования конституционной природы этого института.

Как полагает М.В. Баглай, в Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство решает его половинчато.3 Под императивным мандатом он понимает полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что тот обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. В.И. Васильев подчеркивает, что при свободном мандате никто не может заставить депутата неуклонно следовать настроениям и требованиям избирателей, строго учитывать меняющееся общественное мнение.4 В.В. Гашуляк отмечает, что исследователи правового статуса депутата справедливо полагают, что мандат депутата представительного органа власти - это свободный мандат, поскольку избиратели не вправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, и он не связан правовыми обязанностями перед избирателями.5

Как точно подметил В.Е. Чиркин, при всей положительной оценке свободного мандата важно не забывать, что возникновение этой концепции связано с особыми историческими условиями, а императивный мандат также

______________________________

3  Баглай М.В.: Конституционное право России. – М. изд-во НОРМА-ИНФРА, 2011. С.

4  Васильев В.И.: Муниципальное право России. Учебник 2-е изд., Юстицинформ. 2012. С. 78

5  Гашуляк В.В.: Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. – М., 2010. С. 211

имеет некоторые положительные качества. Возможность досрочного отзыва избирателями заставляет депутата больше прислушиваться к настроениям народа, активнее работать над собой, изучать право, приемы законодательства и т.д.6

До недавнего времени считалось общепризнанным, что императивный мандат депутата слагается из трех элементов: наказы, отчёты, отзыв. Этого стереотипа придерживаются и сейчас некоторые учёные России, а есть и такие, которые вообще отрицают императивный мандат. Каждый депутат в соответствии с законами обязан выполнять волю избирателей и нести перед ними ответственность за свою деятельность, высшим проявлением которой является отзыв депутата. «Свободный мандат» звучит подкупающе демократично, а на самом деле означает, что депутат не обязан следовать воле своих избирателей, нести перед ними ответственность, избиратели лишены права его отзыва.

Многие наши учёные и политики считают неприемлемым императивный мандат, утверждают, что право отзыва становится средством давления избирателей на неугодного, инакомыслящего депутата. Если следовать идее также оказывается давление отказа от императивного мандата, тогда надо отказаться от выборов вообще, так как в процессе выборов на кандидатов в депутаты также оказывается давление.

Возвращаясь к правовому статусу депутата, нужно отметить следующее. Несмотря на преимущества свободного мандата, такие как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна. Частично это связано с зависимостью депутата от партии, по спискам которой он баллотировался в парламент.

_________________________

6  Чиркин В.Е.: Конституционное право в Российской Федерации. М., 2011. С.34

Именно партии предписывают депутату линию его политического поведения в парламенте, поскольку обладают всеми средствами принуждения в отношении депутатов, если последние отступают от этой линии. Таким образом, не приходится говорить о независимости депутата, имеющего свободный мандат, поскольку депутаты находятся в полной зависимости от политических партий. Имея свободный мандат, депутат становится полностью неподконтрольным избирателям своего округа и полностью зависимым от партийной линии или интересов поддержавшей его на выборах группы. Решение этой проблемы заключается в уходе от крайностей императивного и свободного мандатов и разработке смешанной модели депутатского мандата, совмещающей положительные стороны обоих его видов.

Анализ положений Конституции РФ 1993 г. и федерального законодательства показывает, что в России на федеральном уровне действует модель свободного мандата депутата. Императивный мандат установлен в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований. В динамичном правовом пространстве России вопрос о правовом статусе депутатов и выборных должностных лиц остается актуальным.

Информация о работе Статус депутатов в Российской Федерации