Статус депутатов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, представителей законодательного органа России, Федерального Собрания регламентируется федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нормами Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Правовая природа депутатского мандата. Его виды. 5
Глава 2. Формы деятельности и полномочия депутата. 12
Глава 3. Иммунитет депутата. 21
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

конституц право контрольная.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

По представлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматривать поступившее представление Председателя Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае: роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции РФ; выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

 

Глава 3.  Иммунитет депутата в Российской Федерации

В значительном большинстве государств современной европейской культуры неизбежными спутниками конституционного строя являются две привилегии, предоставляемые членам парламентов, сформулированные в качестве специальных конституционных гарантий, имя которым неответственность и неприкосновенность.

Существо первой из них заключается в том, что депутат не подлежит привлечению к ответственности ни со стороны органов государственной власти, ни со стороны частных лиц за все сказанное в парламенте при исполнении обязанностей народного представителя. Единственно допускаемая современными законодательствами реакция - это применение той или другой из установленных палатой парламента мер дисциплинарного воздействия. Таким образом, гарантируемая депутатам свобода слова носит абсолютный характер, а сама привилегия относится к области права материального.

В иной плоскости лежит другая  привилегия - неприкосновенность. Она выступает в качестве института процессуального права и заключается в том, что во время действия депутатского мандата против депутата может последовать уголовное и административное преследование только в особом процессуальном порядке, с разрешения той палаты парламента, в состав которой он входит. Деяние народного представителя, таким образом, не теряет своего преступного характера; виновник не избавляется от наказания, но процедура привлечения парламентария к ответственности осуществляется в особом порядке, с согласия соответствующей палаты парламента, имеющей решающее юридически значимое мнение в этом вопросе. С одной стороны, это позволяет устранить необоснованные обвинения в адрес депутата, а с другой - препятствует возможности уклониться от ответственности парламентариям, виновным в совершении правонарушений.

Таковы общие правовые контуры привилегий. В указанных пределах, однако, каждая из привилегий, в зависимости от условий той или иной страны, имеет свои оттенки и специфические особенности. Сама юридическая конструкция порой далеко не всюду одинакова. Само собой, разумеется, что и судебная и парламентская практика по данному вопросу, следуя общему духу национального законодательства, отличается также большей или меньшей эластичностью. Однако, несмотря на бросающуюся с первого взгляда пестроту и разнообразие процесса принятия и использования исследуемых привилегий государствами европейской культуры, необходимо признать, что на сегодняшний день значительно развившиеся парламентские системы, в совокупности с укрепившимся гражданским  правосознанием общества, не только не изжили из своего состава указанные привилегии, а, напротив, законодательно оформили их в специальную конституционную гарантию, которой соответствует самостоятельный сложившийся институт права, название которому - депутатский иммунитет.

В то же время, являясь отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, учитывая свою правоприменительную практику, рассматриваемая правовая категория продолжает оставаться одной из самых спорных. Именно поэтому вопрос места и природы депутатской неответственности и неприкосновенности в государственном механизме остается жизненным, а процесс усвоения публичным правом соответствующего правового института продолжает вызывать безусловное внимание современных ученых - государствоведов.

Помимо общетеоретического анализа понятия и содержания депутатского иммунитета, в рамках федеративной российской государственности не менее значительным и важным исследованием представляется иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Его содержание, правоприменение, занимаемое место в российской парламентской системе на сегодняшний день является малоизученным явлением. При этом независимость и самостоятельность законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных конституционных полномочий является одним из основных признаков федеративного российского государства с республиканской формой правления и демократическим государственно-правовым режимом  функционирования  государственного механизма.

Необходимо сразу оговориться, что в настоящей работе понятие «депутат» (синоним «парламентарий») используется в качестве всемирно признанного термина, обозначающего членов парламента. Таким образом, в отношении российской государственности под данным понятием автор подразумевает и членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также членов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Депутаты без согласия соответствующей палаты ФС РФ не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена распространяется на:

- занимаемые ими жилые и служебные помещения,

- используемые ими личные и служебные транспортные средства,

- средства связи,

- принадлежащие им документы и багаж,

- на их переписку.

В случае возбуждения уголовного или административного дела в отношении действий депутата орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате парламента.

Если дело возбуждено в отношении действий депутата, связанных с осуществлением своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения об этом обязан внести в соответствующую палату ФС РФ представление о лишении депутата неприкосновенности.

Порядок получения согласия на лишение депутата неприкосновенности:

1. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ.

2. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты парламента, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нём Генерального прокурора.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим  производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

 

Заключение

Таким образом, статус парламентария определяется многими правовыми аспектами. Проводимые в стране реформы - это отражение критического взгляда на существующий порядок взаимоотношений государственного аппарата с гражданским обществом. Достижение основной цели этих реформ - повышение эффективности деятельности органов власти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Законодательство стремится сосредоточить деятельность парламентария именно на общегосударственных интересах, о чём ярко свидетельствуют законодательные изменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими политическими партиями (фактически  за их руководством) монополию на представительство народа в Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительству беспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политических партий за региональными и местными политическими объединениями.

Опыт других стран свидетельствует о том, что становление высокопрофессионального и компетентного депутатского корпуса - дело многих десятилетий. Поэтому поощряется повышение парламентариями свое квалификации, в частности, получение ими политического, юридического или дипломатического образования. Этим же обстоятельством обусловлена забота о трудоустройстве депутатов после окончания срока их полномочий.

Специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации парламентариев. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с учётом поправок от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237;

2. Федеральный Закон № 3- ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» от 08.05.1994 (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 09.05.1994 № 2. Ст. 74.

3. Федеральный Закон № 51 - ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 (ред. от 02.07.2013)// Собрание законодательства 1999. № 28. Ст. 1919.

Научно-методическая литература:

1. Баглай М.В.: Конституционное право России. – М. изд-во НОРМА-ИНФРА, 2011. С.

2. Бурдье Пьер: Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007

3. Васильев В.И.: Муниципальное право России. Учебник 2-е изд., Юстицинформ. 2012. С. 78

3. Гашуляк В.В.: Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. – М., 2010

4. Гранкин И.В.: Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2012 № 4.

5. Чиркин В.Е.: Конституционное право в Российской Федерации. М., 2011 г.

 


 



Информация о работе Статус депутатов в Российской Федерации