Статус и внутренняя структура палат Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:11, реферат

Описание работы

В соответствии с концепцией разделения властей особое место среди вет-вей государственной власти принадлежит законодательной.
Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, который может называться по-разному (национальное собрание, народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за которым утвердилось обобщенное название - парламент.

Файлы: 1 файл

№ 1.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

В соответствии с концепцией разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной.

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, который может называться по-разному (национальное собрание, народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за которым утвердилось обобщенное название - парламент.

Термин "парламент" происходит от английского "Parlament", который обязан своим рождением французскому глаголу parler - говорить. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент - высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что Федеральное Собрание, выступая официальным представительным органом именно многонационального государства, формирует и выражает волю национальных субъектов Федерации. С наибольшей наглядностью это качество проявляется в утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации, решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации.

Цель данной работы - изучить статус и внутреннюю структуру палат Федерального Собрания РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статус Федерального Собрания  РФ.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционное закрепление Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что оно является парламентом Российской Федерации, поскольку только парламенту демократического государства свойственно такое качество, как постоянная деятельность его в пленарном составе.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Другими словами, представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в целом, т. е. всей России.

Конституционно - правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие  порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие  компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно названному Федеральному закону парламентарии руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают статусом неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.1

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совет Федерации.

2.1. Структура Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти (всего 166 представителей субъектов РФ). В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Федерации.

На сегодняшний день должность первого заместителя Председателя Совета Федерации занимает: Торшин Александр Порфирьевич (представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл; дата подтверждения полномочий: 26.01.2001; срок окончания полномочий: январь 2015).

Заместители Председателя Совета Федерации: Воробьев Юрий Леонидович (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области; дата подтверждения полномочий: 04.05.2007; срок окончания полномочий: март 2012), Николаев Михаил Ефимович (представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия); дата подтверждения полномочий: 28.01.2002; срок окончания полномочий: январь 2012), Орлова Светлана Юрьевна (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области; дата подтверждения полномочий: 24.11.2001; срок окончания полномочий: октябрь 2013).2

Председатель Совета Федерации осуществляет общее руководство аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность; дает поручения комитетам и комиссиям, а также членам Совета Федерации. Он отдает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции, закрепленной в Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Органы при Председателе Совета Федерации: Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России, Координационный совет по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Координационный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, Совет по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по региональному развитию при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по созданию портретной галереи председателей Государственного совета Российской империи и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет по Арктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.3

Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа членов палаты.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Согласно Регламенту (ст. 30) Совет Федерации образует комитеты и постоянные комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации полномочий палаты.

Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее восьми членов палаты.

Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.

В настоящее время в Совете Федерации функционируют следующие комитеты и комиссии: Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации), Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитет Совета Федерации по образованию и науке, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комиссия Совета Федерации по информационной политике, Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике, Комиссия Совета Федерации по культуре, Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.4

Информация о работе Статус и внутренняя структура палат Федерального Собрания РФ