Структура государственного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 19:15, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы изучить формы современного государства. Задачи:
Проанализировать формы государственного правления и структуру государственного аппарата. Рассмотреть формы национально-территориального устройства государства и современный федерализм.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства, которая оказывает влияние, как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Формы государственного правления…………………………………………..4
2.Формы национально-территориального устройства государства. Современный федерализм………………………………………………………..8
3. Структура государственного аппарата………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

готово.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

     Важно совместно с представителями географических, экономических, математических наук выработку модели административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления, рационального осуществления власти и самоуправления, хозяйственных, экономических связей в масштабах всего государства и отдельных регионов.

     Территориальная организация государства — явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства территории, выделение и взаимосвязь отдельных его частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

     Под национально-государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

     Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными. Унитарным (от латинского слова — единство) является государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.). При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся образования. Классическим примером в это отношении является Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.

     Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII века, на ее сохранении сказался и незавершенный, компромиссный характер английской буржуазной революции XVII века. Палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

Унитарное — это единое и целостное  государство. Федеративное государство (от позднелатинского слова — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее  из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и территориальному принципам, либо федерация создается, используя и одно и второе начало.

Территориальная федерация.                     

     Такая федерация характеризуется  значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.                     

     Государственные образования,  составляющие территориальную федерацию,  не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно

субъектом. Но в конституции  иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

     Законодательство  в территориальных федерациях  не предусматривает, а в

некоторых странах и  запрещает выход из состава федерации  без согласия всех остальных субъектов.

     Вооруженные  силы в территориальной федерации  едины. Управление ими

осуществляется союзными государствами. Глава федерации  является еще и

главнокомандующим. У  субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).

          Национальная федерация.            

     Национальные  федерации наиболее сложные образования.  Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт :                         

     1) Субъектами  такой федерации являются национальные  государства и

национально-государственные  образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

     2) Такого  рода федерация строится на  принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

     3) Высшие  государственные органы национальной  федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

     4) Национальная  федерация обеспечивает государственный  суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

     5) В национальной  федерации особенностью является  правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “ Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находится в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется.

     Отличия  территориальной и национальной  федерации.

     Эти федерации  прежде всего отличаются степенью  суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.

Современный федерализм. По своей Конституции 1993 года Россия является демократическим федеративным правовым государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Структура государственного аппарата.

      Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся  государственный аппарат выступает  как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

  - Понятие и структура  государственного аппарата

   - Функции государства

   - Проблема "перенапряжения" государства

 

   Для выяснения  сущности и рационализации государственного управления необходимо понимание государства как субъекта управления, ибо процесс государственного управления есть реализация специфических функций государства посредством управляющих воздействий на общество государственного аппарата.

   На определенном  этапе развития общества, когда  сохранять его целостность и  обеспечивать совместные действия, полагаясь на добровольное подчинение  общеобязательным нормам, стало  невозможным, потребовалось создание  специальных институтов для выполнения управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода "арбитра", координатора, регулировщика в одном лице, которое бы олицетворяло общую волю и определяло общее благо. С появлением в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируются государство, государственный аппарат.

   Государственный  аппарат - основное звено механизма  государства, обеспечивающее повседневную  работу системы органов власти  и управления по осуществлению  практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.

   Структура госаппарата  - это совокупность государственных  органов власти и управления  и государственных служащих, занятых  в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

   Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, реализует принятые в обществе норм и правил, принимает меры, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

   На деятельность  госаппарата в силу общественной  природы его властной сущности оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем, происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.

   Содержание деятельности  госаппарата, всех его подразделений составляет управленческая, организационная деятельность, которая протекает в основном, в правовых формах, правотворческой, право-исполнительной и правоохранительной. Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных предписаниях, направленных к определенным адресатам. В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы и в этой связи находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта "аппаратной" работы.

   Итак, госаппарат  имеет следующие черты: обладает  властными полномочиями, осуществляет  от имени государства его задачи  и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.

   Первичным системообразующим  элементом государственно-управляющего  воздействия на общество является  государственный орган.

   Государственный  орган (англ, state body, греч. organon - орудие, инструмент) - учрежденное в установленном  (официальном, юридическом) порядке  образование, выполняющее от имени  государства какую-либо одну или  несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

   Государственным  органом может быть одно должностное  лицо (институт президента) или известным  образом организованная группа  должностных лиц, уполномоченных  государством на реализацию властно-управленческих функций.

   Сущность государственного  органа, его характер можно определить  как целостную совокупность составляющих  компонентов: политического (государственно-властный  характер), социологического (предназначение  решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума), юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность), административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Информация о работе Структура государственного аппарата