Структура и формы государства. Выборы: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема детализации политологического знания.

Файлы: 1 файл

Экзамен. работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Человек с самого рождения погружается в  природное и социальное бытие  и далее существует внутри сфер культуры и общественных, в том числе  и политических, связей. Первую из названных  сфер изучает культурология, вторую и третью социология и политология.

      Особая  необходимость в изучении политологии  вызвана тем обстоятельством, что  в современном мире имеет место  приобщение к политике широких слоев  населения. Отсюда задача объективного информирования масс о сути происходящих политических процессов, насущная потребность подготовки их к принятию осознанных решении и активному участию в политической жизни общества. Это, может быть, основная цель политологии.

      Политика  упорно не стоит на месте: впрочем, наверное, в этом заключается и прелесть политологии. Ощущение того, что история «ускоряется», отнюдь не было симптомом тех тревожных настроений, что всегда сопутствуют «концу эпохи»: во многих отношениях история действительно ускоряется.

      Российская  политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема детализации политологического знания. 
 

 

  1. Структура и формы  государства
 
    1. Понятие и структура государства
 
 

    В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство»: широкую и узкую.

    В широком смысле государство —  это политическое образование, соответствующее трем основным признакам:

    - наличие единой территории с определенными границами;

    - население, проживающее на данной территории;

    - суверенная власть.

    Такое толкование понятия государства  носит преимущественно юридический характер.

    В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком  смысле сформулировал           М. Вебер. «Современное государство, — писал он, — есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства».

    Итак, государство – это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей.

    Государство обладает определенными признаками. К ним относятся:

  1. обособленная от общества система органов и учреждений (законодательные исполнительные и судебные органы, аппарат принуждения: армия, полиция, система исправительно-трудовых учреждений);
  2. право, т.е. система обязательных норм и установок;
  3. территория.

    Этими признаками государство отличается от племенного строя, где есть вожди, но отсутствую особые органы власти и, что важно, имеет место всеобщее вооружение народа.

    Государство – это разветвленная сеть законодательных, исполнительных и судебных органов, представляющих три ветви власти. В тоталитарном СССР они структурировалась по принципу «работающей корпорации», т.е. Советы народных депутатов были одновременно и законодательными и исполнительными органами власти. При демократии такое сращивание не допустимо. И основным принципом организации и функционирования государственной власти выступает принцип «разделения властей».

       
 

Рис. 1. Структура государства 

    Суть  этого принципа – в утверждении  независимости и автономии каждой ветви власти и наделении четко очерченного конституцией и другими нормативными актами объемом полномочий и прерогатив, выход за рамки которых противоправен. Это значит, что правовой принцип демократии – «разрешено все, что не запрещено» – касается только рядовых граждан, тогда как по отношению к государственным органам и чиновничеству он утрачивает силу. Здесь действует другой, прямо противоположный принцип «все, что не разрешено, запрещено».

    Законодательная власть как одна из трех ветвей власти на макросистемном уровне представлена парламентом – высшим правотворческим органом страны. Сущностными чертами этой власти являются:

    - представительный характер. Парламентская власть рождается в ходе всеобщих демократических выборов как результат свободного волеизъявления народа. Парламент – тот орган, который олицетворяет исходный базовый принцип демократии – народный суверенитет. Он является выразителей народной воли и в интересах выполнения связанных с этим обстоятельством функций наделяется легитимирующей (узаконивающей) властью.

    - в системе разделения властей парламентская власть ограничена и обособлена от других подсистем власти. В то же время она постоянно взаимодействует с ними и обладает определенным верховенством по отношению к власти исполнительной. Это находит свое выражение в полномочиях, связанных с процессами формирования и функционирования этой власти (учредительными, надзорно-контролирующими и др.).

    - парламентаризм как специфическая структура власти органически связан с партийной системой и формируется на многопартийной основе. Парламентская деятельность является продолжением партийной деятельности, организационной формой которой выступают сформированные на партийной основе парламентские фракции.

    - власть парламента является конституционной, нормативно гарантированной властью: характер и широта полномочий парламента определяется числом и характером функций, которыми он наделяется в соответствии с конституцией.

    Исполнительная  власть как вторая ветвь государственной власти представлена правительством и административно-управленческими органами. В структуру исполнительных государственных органов входят министерства и ведомства, контрольно-надзорные инстанции, вооруженные силы, правоохранительные учреждения, служба государственной безопасности и т.д. Эта часть государственной власти при демократии осуществляет основные политические решения, принятые законодательной властью. При этом правительство обладает конституционным правом принятия собственных политических решений и подзаконных актов, связанных с реализацией своих управленческих функций.

    Судебная  власть как третья ветвь государственной  власти представлена системой судебных органов (от местных до высших инстанций) и институтом независимых, подчиняющихся только закону судей. Суд олицетворяет собой высшую законность в государстве и играет главную роль в разрешении конфликтов и всякого рода коллизий, возникающих в различных сферах общественной жизнедеятельности. 
 

    1. Формы правления и формы  государственного устройства
 
 

    Под вопросом о формах государства, понимается та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:

    а) форма правления (способ организации  верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании и контроле деятельности);

    б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация  государства и характер взаимоотношений  между центральными и региональными органами власти).

    С точки зрения формы правления  различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

    Монархия  – форма правления, при которой  верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии – абсолютные (неограниченные) и конституционные.

    В условиях абсолютной монархии никем  и ничем не ограниченная власть сосредоточена  в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре и др.

    В странах, где удалось достичь  компромисса между дворянством  и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

    В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

    В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента. Наиболее типичной для этой формы правления является парламентская монархия в Великобритании.

    Встречаются и такие формы монархического правления, которые не укладываются в принятую классификацию.

    Своеобразная  форма монархии существует в некоторых  странах – членах Британского содружества. Значительная часть стран содружества является республиками и имеет собственного главу государства – президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английскую королеву.

    Республика  – форма правления, при которой  высшая государственная власть принадлежит  выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

    Современная государственная организация знает  следующие виды республик:

    а) президентские (классический пример – США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.).

    При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью.

    Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

    б) парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

    в) смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

    Государство модно также классифицировать по признаку соотношения центральной  и местной власти. Различают три формы государственного устройства унитарные, федеральные и конфедеративные государства. Выбор той или иной формы государственного устройства всегда обусловлен социальными, политическими, экономическими, историческими, национальными, культурными, географическими условиями страны. Чем разнообразнее эти условия, тем больше вероятность установления не унитарной, а федеральной или конфедеративной формы государства.

Информация о работе Структура и формы государства. Выборы: понятие и признаки