Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:05, контрольная работа
Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема детализации политологического знания.
Унитарное
государство – характеризуется
высокой степенью централизации политической
власти и имеет наибольшее распространение
в мире. В унитарном государстве действует
единая конституция, нормы которой применяются
на всей территории страны; централизованная
судебная система; единая система высших
органов государственной власти; единое
гражданство и единая система права. Территория
унитарного государства подразделяется
на административно-
В
то же время в ряде унитарных государств
(Бельгия, Дания, Испания, Португалия и
др.) существуют различные модели административной
автономии, в той или иной мере учитывающие
этнические, исторические, географические
и другие особенности. Такие территории
пользуются большей самостоятельностью
и правами по отношению к центральной
власти, чем обычная административно-
Свойственная унитаризму централизация проявляется в разнообразных формах и в разной степени. В ряде стран руководство местными делами осуществляется назначаемым представителем центральной власти (губернатором, комиссаром, префектом и т.д.). Такая система означает прямое государственное правление на местах. В других странах местные самоуправленческие органы избираются населением (муниципальные и коммунальные советы, управы и т.д.).
Во многих государствах возникают смешанные системы управления на местах, сочетающие элементы прямого государственного и местного самоуправления. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной власти над местными (муниципальными) органами самоуправления являются критерием для деления унитарных государств на два типа: централизованные (Франция, Турция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.).
Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная конституция, федеральные органы власти и управления. Наряду с ними в отдельных субъектах федерации (республиках, штатах, провинциях, землях и т.д.) существуют собственные конституции и законодательство, собственные законодательные и исполнительные органы власти. Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики и координации своей деятельности государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.
Конфедеративное
устройство государства обычно недолговечно
и при достижении поставленных целей
(или в силу ее неэффективности) конфедеративный
союз государств чаще всего либо распадается,
либо превращается в федерацию.
Выборы не только атрибут демократии, но и ее необходимое исходное условие. Это главный политический институт, позволяющий народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу контролировать государство.
Значение и смысл выборов органично связаны с факторами, воздействующими на электоральное поведение. Среди теорий голосования главными являются модели идентификации с партией; социологическая модель, акцентирующая роль групп и более широких общественных образований; модель рационального выбора избирателя на основе личного интереса и модель господствующей идеологии, предполагающая, что выбор избирателями детерминируется механизмами идеологического манипулирования и контроля.
Под выборами понимаются все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок и замещение должностей путем избрания голосованием (президента, депутатов и т. д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения в пределах определенной законом компетенции.
Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Выборы – не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов.
Демократические
выборы позволяют гражданам избирать
и смещать государственных
В странах с высокой политической культурой и политической устойчивостью выборы выступают фундаментом демократичности общества. Эффективность выборов зависит от многих факторов, среди них весьма важное место принадлежит утвердившейся в той или иной стране избирательной системе. В подавляющем большинстве стран свободные, «честные» (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших признаков демократии. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус определяющие положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выбора.
Избирательное право – это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования.
Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность.
Выборы в Российской Федерации осуществляются в соответствии с определенными признаками: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.
1. Признак всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. Цензы – это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Так, на деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората (от лат. eleсtor – избиратель), т.е. граждан, которые по закону обладают правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста не совпадают, так как часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участвовать в голосовании.
2. Признак прямых выборов является наиболее распространенным и демократичным и предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов. Таким путем обычно избираются нижние палаты парламентов, президенты Франции, Австрии, Беларуси и других стран, органы местного самоуправления и т.д.
3. Признак тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателей. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто, без ведома самого гражданина, не вправе знать, за кого он голосовал. Для этого предусмотрен такой порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении (кабине) и лично опускает его в урну.
4. Признак равенства избирательного права предполагает выполнение следующих требований: каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов; все избиратели голосуют на равных условиях; каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей.
На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса:
1.
Свобода выборов,
Кроме того, свобода выборов предполагает свободу, конечно рамках закона, с некоторыми этическими и иными ограничениями предвыборной агитации.
2.
Наличие выбора, альтернативных
кандидатов. Сам термин «выборы»
предполагает отбор из
3.
Состязательность, конкурентность
выборов. Различные
4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью, корректировать политический курс правительства.
5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Предполагает, прежде всего, принципиальное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет максимальной для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на телевидении и радио. Реализация на практике равенства возможностей - пожалуй, наиболее нарушаемый на выборах принцип, что в большой или в меньшей степени искажает их результат и демократических характер.
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической системы, в частности от наличия или отсутствия в обществе системных гарантий и их демократичности, значит, значение выборов для утверждения демократии непосредственно зависит от общественно политических условий каждой конкретной страны.
Выборы обеспечивают наиболее безболезненные для граждан и всего общества мирный переход к демократии. По самой своей сути они исключают политическое насилие. Осуществляемое с их помощью изменение власти не требует пролития крови, человеческих жертв, разрушений. Кроме того, выборы наиболее эффективное средство авторитарного режима и прихода к власти демократических сил. Методы вооруженной борьбы за власть в современных условиях имеют мало шансов на успех без поддержки силовых структур. Осознавая, это сегодня даже радикальная аппозиция выдвигает требование свободных выборов в качестве главного лозунга борьбы за власть. Важное достоинство выборов как фактора развития гражданского общества состоит в том, что они сами по себе выступают крупным шагом на пути к демократизации: либо вообще означают утверждение демократического режима, либо кладут начало процессу интенсивной демократизации политической системы, завершающемуся принятием демократической конституции. Выборы исключают, негативное для демократизации последствия, смены власти.
Информация о работе Структура и формы государства. Выборы: понятие и признаки