Структура и виды правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что влияние правосознания на организацию общественной жизни очень велико. Этим обусловливается включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения.

Отличительная черта правосознания как части механизма правового регулирования заключена в том, что его роль не ограничена какой-либо конкретной стадией правового воздействия. Правосознание не перестает играть важнейшую роль и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………......……..4

1 Понятие и роль правосознания………………………………...…….........…..7

1.1 Понятие правового сознания……………………………….…..……..7

1.2 Роль правового сознания……………………….…….…….….…….12

2 Структура и виды правосознания……………….……….………….…..…...15

2.1 Структура правосознания……………………….…….…….…….…15

2.2 Виды правосознания………………………………….…...…..….….18

3 Правовое воспитание…………………………………..……………………..21

Заключение……………………………………………………..………….……27

Список использованных источников.…………………………………...…….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.41 Кб (Скачать файл)

Обыденное правовое сознание складывается произвольно, находясь под влиянием сложившихся  жизненных условий. Это ответная реакция индивида на определенные жизненные  обстоятельства, связанные с правовым регулированием. Зачастую оно носит  нарочито простой характер взглядов на право. Главные элементы в данном виде правосознания психологические: чувства, переживания, эмоции.

Научное правосознание основывается на тщательных исследованиях социальной действительности. Это теоретическое понимание права и явлений, связанных с ним. Научное правовое сознание  представляет собой непосредственный источник правотворчества.

Профессиональное правовое сознание - это правосознание юристов.  Его результат - квалифицированные, обоснованные наукой теории и концепции, суждения и выводы, а также определенные решения по вопросам юридических дел. Отличительной чертой профессионального правосознания выступает восприятие комплексных правовых ценностей, владение навыками анализа правовой реальности на общетеоретическом уровне, умении применять верные решения, делать правильные выводы и грамотно и четко осуществлять претворение права в жизнь, его реализацию.

Из всего  вышеперечисленного следует, что классификации  видов правового сознания весьма разнообразны. Наиболее распространенными  являются:

1. По субъектам:

1.1. индивидуальное правосознание;

1.2. групповое;

1.3. общественное.

2. В зависимости от качественного уровня знания права как регулятора общественных отношений и его особенностей:

2.1. обыденное;

2.2. научное;

2.3. профессиональное.

 

 

 

 

 

3 Правовое воспитание

 

Правовое  воспитание.  Данному вопросу  уделяют внимание многие ученые-правоведы  современности. Существуют десятки  определений правового воспитания. При изучении данной темы было выявлено, что есть понятия правового воспитания в широком и узком смыслах:

1. правовое воспитание (в широком смысле) - это организационно-просветительное воздействие на граждан с целью формирования высокого уровня правосознания общества вообще и каждого индивида в отдельности [10, с. 402]. Это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов [5, с. 169];

2. правовое воспитание (в узком смысле) - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [5, с. 169].

Целью правового воспитания является формирование теоретической  основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [12, с. 27].

Само  формирование правового сознания индивида предполагает обеспечение таких условий, при которых у граждан развивается позитивное отношение к праву. Правильное правовое воспитание любой личности, в конечном счете, приводит к образованию высококультурного, высоконравственного и законопослушного общества.

Под правовым воспитанием в «Теории государства  и права» под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько понимается:

  1. «Целенаправленная деятельность государства, общественных                                                          организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта;
  2. систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [11, с. 54].

Результативность  правового воспитания зависит не только от системной и целенаправленной деятельности государства по формированию у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, но и от устранения формализма при осуществлении указанной деятельности [20, с. 191].

Формы проведения правового воспитания весьма разнообразны:

1. правовая пропаганда и образование;

2. индивидуально-воспитательная работа;

3. самовоспитание и др.

Правовая пропаганда - распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

Правовое обучение - данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

Под индивидуально-воспитательной работой  понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому человеку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

Самовоспитание - это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Также к формам проведения правовоспитания можно отнести:

1. преподавание основ права в учебных заведениях;

2. проведение занятий в системе повышения квалификации;

3. пропаганда права в СМИ;

4. практика деятельности судебных органов, прокуратуры, правоохранительных структур.

Все это в комплексе оказывает  влияние на формирование правовой культуры на всех уровнях - индивидуальном, групповом и общественном [20, с. 191].

Задачи  правового воспитания:

1. формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения;

2. формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства;

3. формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

4. формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5. формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Традиционно основными направлениями правового  воспитания являются:

1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;

2. обучение основополагающим началам права и воспитание правовой культуры в школе;

3. профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического и родственного профиля;

4. самостоятельное правовое воспитание;

5. распространение правовых знаний средствами массовой информации;

6. выпуск и распространение  через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

7. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;

8. создание компьютерных баз данных, распространение правовых знаний, правовой информации через всемирную информационную сеть Интернет.

Практически все ученые-правоведы сходятся во мнении, что элементами правового  воспитания выступают:

1. субъекты;

2. объекты.

Субъектами  являются воспитатели.

Правовые  воспитатели - те лица, которые закладывают основополагающие, главные и конкретизирующие элементы правильного зарождения, функционирования и развития правосознания.

Объектами правового воспитания считаются воспитуемые - те лица, на которых направлена деятельность воспитателей в области права, правовой культуры и правосознания.

Правовое  воспитание должно формировать личность, которая по своей воле, решению  и инициативе ведет свою жизнедеятельность  в согласии с правом. Правовое воспитание имеет целью преобразовать политические правовые установки и требования общества в свои индивидуальные убеждения граждан и в их нормы поведения. Правовое воспитание осуществляется посредством определенной системы, формы и с помощью определенных средств и методов.

Виды  правовоспитательных средств:

1. материальные;

2. устные.

Основными методами правового  воспитания являются:

1. убеждение;

2. предупреждение;

3. поощрение;

4. принуждение;

5. наказание [5, с. 169-170].

Правовые  нормы, в свою очередь, оказывают  воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование обоснованных, справедливых суждений о правовых требованиях, правовых отношениях, правах, обязанностях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и к индивидуальному правосознанию. Воздействие права на общественное сознание проявляется в том, что правовые акты придают обязательное значение тем политическим и правовым взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Эти взгляды и представления в процессе разработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке,  совершенствуются. Получив отражение в юридическом акте, они повышают авторитет права, что определяет их активную роль в развитии правосознания.

Таким образом, нормы права также можно в  определенной степени отнести к элементам правового воспитания [10, с. 404].

В конечном счете, следует выделить, что понятие  правового воспитания традиционно  дается в широком и узком смыслах:

1. правовое воспитание (в широком смысле) - это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов;

2. правовое воспитание (в узком смысле) - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [5, с. 169].

Выделяются  элементы правового воспитания, направления, задачи, формы, методы.

Также выделяются виды правовоспитательных средств:

1. материальные;

2. устные.

Результативность правового воспитания зависит от системной и целенаправленной деятельности государства по формированию у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, от устранения формализма при осуществлении вышеперечисленной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При написании  данной курсовой работы была продемонстрирована совокупность терминов, тезисов и понятий. Также было определено, что правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовое  сознание формируется у людей  посредством различных видов  социальной политики государства, через средства массовой информации и другие способы воздействия на правовое сознание граждан. Правосознание - один из косвенных видов социального регулирования, связанный с недопущением противоправных деяний, либо наоборот, но с учетом возможности наступления юридической и другой ответственности.

В ходе исследования понятия  и сущности правосознания было отмечена диалектическая взаимосвязь права  и правового сознания. Это находит  свое отражение в правотворчестве. Именно правовое сознание производит представления о нужде  принятия определенных нормативных правовых постановлений. Важную роль играет  уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов. Право же, в свою очередь, влияет на правовое сознание, согласовываясь с определенными моральными устоями общества, понятиями о справедливости.

Следует отметить, что правосознание  имеет ряд функций: В теории государства и права принято выделять следующие функции правосознания: познавательная,  оценочная, регулятивная.

Также нельзя забывать о  проблеме правового нигилизма и правового идеализма в современном обществе.

Кроме того, правовое сознание имеет огромное значение в жизни  государства и общества: правосознание выступает в роли духовного источника права, как отражении объективных потребностей развития общества, правосознание является одним из неизменных, неотъемлемых механизмов претворения права в жизнь, правосознание трактуется как особая оценка норм права, соответствующего поведения, правовое сознание играет значительную роль и при решении определенных юридических дел.

Большинство ученых-правоведов выделяют в структуре правового  сознания такие элементы, как правовая психология, правовая идеология, правовая мораль.

Информация о работе Структура и виды правосознания