Структура национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры национального хозяйства, исследование понятия «структурная политика»
и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Файлы: 1 файл

Strukturnaya_politika_referat.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2 Методы структурной политики в условиях НТП

До сих пор мы исследовали  структуру национального хозяйства  в её качественно неизменном состоянии. Между тем для эпохи научно-технической революции характерны динамические перемены в этой структуре. Научно-техническая революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры национальной экономики многих как развитых, так и развивающихся стран, породив ряд созидательных тенденций.

Первая тенденция: НТП вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники, роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.

Вторая тенденция: НТП наиболее быстро развивается  на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разного профиля.

НТП способствовала появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому многие традиционные отрасли преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где взаимодополняются старые  
и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы.

Наряду со структурообразующей  ролью НТП оказывает также и прямо противоположное - разрушающее воздействие на воспроизводственную структуру. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.

Третья тенденция: НТП привела к свертыванию и упадку отраслей хозяйства, создающих изделия из натурального сырья (торфяная, угольная промышленность, черная металлургия). Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими наукоемкими отраслями, что ведет  
к определенной несбалансированности макроэкономики и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т. п.).

Четвертая тенденция: НТП настолько расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие (добыча угля, нефти, металлических руд, развитие черной и цветной металлургии, нефтехимии, производстве пестицидов, ядохимикатов и др.).

Со всей очевидностью можно утверждать: современное научно-техническое развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс – изменения к худшему. Научно-технический регресс в области макроэкономической структуры может вызывать нестабильность народного хозяйства.

Теперь следует  рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса.

Воспроизводственная структура:

Здесь структурная  политика включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся:

    • обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов (разработка и принятие законодательных актов, регулирующих экономическую деятельность в стране и ставящих экономические субъекты в равные условия);
    • поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация);
    • налоговые реформы, в том числе регулирования налоговых ставок на сбережения;
    • реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления наиболее эффективных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и объемов государственного заимствования на финансовых рынках;
    • перераспределение национального дохода в целях формирования оптимального соотношения между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях.

Социальная структура:

В этом случае основными  направлениями структурной политики являются:

  • поддержка определённых слоев населения (льготы, субсидии, различные пособия);
  • обеспечение гарантии права на труд: регламентация условий труда (уровень минимальной оплаты, продолжительность рабочей недели и т.д.).
  • укрепление научного потенциала вузов и создание новых или расширение существующих исследовательских организаций;
  • обеспечение экологической безопасности предприятий.

Отраслевая структура:

Здесь стоит остановиться поподробнее. Одной из основных частей структурной политики является промышленная политика – совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТП постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах  
в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима.

Территориальная структура:

Здесь имеет место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.

Внешнеторговая  структура:

В ряде случаев регулирование  совокупного предложения допускало  возможность прямого субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие в результате НТП и востребованные на мировом рынке.

Инфраструктура:

В этой части  национального хозяйства структурная  политика предполагает совершенствование рынков труда (в том числе организация новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации, что нередко возникает в условиях НТП, когда появляются новые отрасли хозяйства, где необходимы новые знания и навыки работников).

В области политики стимулирования совокупного предложения можно  выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие  связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.

Следует отметить, что наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в Германии и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.

Безусловно, для  того, чтобы определиться с направлением деятельности структурной политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики исходя из анализа структуры национального хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным условием для проведения структурной политики, что будет нами рассмотрена в следующей части данной главы.

Главная проблема данного  вида экономической политики заключается  в том, что задачи государства  в области структурных изменений  объективно сложны и противоречивы. Поэтому структурная политика должна быть достаточно гибкой. Можно привести следующий пример.

Если правительство  будет оказывать прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых в конкурентной борьбе значительно снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении уместна лишь косвенная помощь.

Интересна в этом смысле, например, позиция Министерства экономики  Германии. Оно дает рекомендации частному сектору и с надеждой ожидает  выполнения предложенного варианта, не имея возможности требовать обязательного исполнения. Согласно установке Министерства экономики разработанная государством концепция экономической структуры нарушала бы права и интересы субъектов свободной частной экономики.

Теперь, когда  мы рассмотрели сущность, причины  и методы структурной политики в целом, перейдем непосредственно к России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Современная структурная политика  
российского национального государства

Объем задач российской экономики  в области структурной политики очень велик. Это обусловлено  несколькими обстоятельствами.

Во-первых, решающее влияние  на экономику оказывает переход  от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).

Второе условие связано  с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.

Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-техническую базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики.

Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве  России на сегодняшний день.

Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает  рост объемов ведущих отраслей материального производства и – что самое важное –инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.

Одновременно  наблюдаются довольно устойчивые тенденции  ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП  
в период 2001-2005 гг. среднегодовой темп прироста конечного потребления в России составлял 7,5%, то в период 2006-2015 гг., по расчетам, этот темп снизится до 3,5% в среднем за год по первому прогнозному варианту и до 4,1% – по второму варианту.

За стремительное формирование основ рыночного хозяйства России пришлось «заплатить» деградацией  её научно-технологического и производственного потенциала. Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов коммуникаций, высокоточных медицинских и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные – производство химических продуктов, автомобилей  
и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс.

 

 

 

 

ИНДЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ

ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в процентах к предыдущему  году)

 

2006

2007

2008

2009

2010

20111

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

108,2

107,3

95,4

81,1

116,2

106,3

Добыча полезных ископаемых

102,1

103,0

93,0

85,1

120,3

105,8

в том числе:

           

добыча топливно-энергетических  
полезных ископаемых

99,9

84,9

116,2

88,9

95,7

105,6

добыча полезных ископаемых,  
кроме топливно-энергетических

102,1

103,1

92,9

85,1

120,5

105,8

Обрабатывающие производства

108,9

108,8

94,4

79,3

117,8

107,6

из них:

           

производство пищевых  продуктов, включая напитки,  
и табака

99,9

100,0

96,7

102,5

106,2

102,4

текстильное и швейное  производство

104,2

94,1

78,6

79,5

107,4

90,5

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

75,1

52,6

77,4

159,7

124,3

71,0

обработка древесины  
и производство  
изделий из дерева

92,7

109,7

75,4

77,7

101,6

102,1

целлюлозно-бумажное производство;  
издательская и полиграфическая  
деятельность

125,7

107,0

88,3

84,3

111,2

98,4

химическое производство

102,5

112,2

89,7

97,2

120,2

96,5

производство резиновых  
и пластмассовых изделий

99,8

93,1

130,8

67,1

132,1

102,4

производство прочих неметаллических  
минеральных продуктов

112,7

102,6

93,2

62,6

123,3

120,2

металлургическое производство  
и производство готовых металлических изделий

107,8

108,0

93,6

79,5

113,6

109,3

производство машин  
и оборудования

116,9

137,3

98,0

80,4

104,9

72,4

производство электрооборудования,  
электронного и оптического  
оборудования

127,7

91,9

77,7

79,2

111,8

123,7

производство транспортных средств и оборудования

85,3

110,1

111,2

52,5

199,7

136,0

прочие производства

149,3

108,2

76,8

73,1

94,2

93,2

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

106,3

96,7

108,0

94,8

104,4

99,0

из него:

           

производство, передача и  распределение электроэнергии

105,3

96,5

111,6

94,0

106,3

99,7

производство, передача  
и распределение пара  
и горячей воды (тепловой энергии)

108,2

97,0

97,6

97,4

98,7

96,5

Информация о работе Структура национального хозяйства