Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры национального хозяйства, исследование понятия «структурная политика»
и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.
2.2 Методы структурной политики в условиях НТП
До сих пор мы исследовали
структуру национального
Первая тенденция: НТП вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники, роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.
Вторая тенденция: НТП наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разного профиля.
НТП способствовала
появлению множества
и новейшие виды производства. К ним, в
частности, относятся топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный,
химико-лесной комплексы.
Наряду со структурообразующей ролью НТП оказывает также и прямо противоположное - разрушающее воздействие на воспроизводственную структуру. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.
Третья тенденция: НТП привела
к свертыванию и упадку отраслей хозяйства,
создающих изделия из натурального сырья
(торфяная, угольная промышленность, черная
металлургия). Такие виды производства
зачастую не могут конкурировать с новейшими
наукоемкими отраслями, что ведет
к определенной
несбалансированности макроэкономики
и обостряет социально-экономическую обстановку
(растет безработица, затрудняется трудоустройство
людей в застойных видах хозяйства и т.
п.).
Четвертая тенденция: НТП настолько расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие (добыча угля, нефти, металлических руд, развитие черной и цветной металлургии, нефтехимии, производстве пестицидов, ядохимикатов и др.).
Со всей очевидностью можно утверждать: современное научно-техническое развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс – изменения к худшему. Научно-технический регресс в области макроэкономической структуры может вызывать нестабильность народного хозяйства.
Теперь следует рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для каждой составной части национального хозяйства в условиях научно-технического прогресса.
Воспроизводственная структура:
Здесь структурная политика включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся:
Социальная структура:
В этом случае основными
направлениями структурной
Отраслевая структура:
Здесь стоит остановиться
поподробнее. Одной из основных частей
структурной политики является промышленная
политика – совокупность мер, воздействующих
на промышленность и положение отраслей
и предприятий путем специальных государственных
решений и мер. Промышленная политика
с помощью прямых и косвенных инструментов
изменяет структуру промышленности, решает
региональные проблемы, поддерживает
тот или иной тип бизнеса (малый, средний,
иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные,
но нужные государству отрасли хозяйства
путем льгот, субсидий, инвестиций.
Эта политика широко используется в разных
странах мира (как индустриальных,
так и развивающихся) для защиты национальных
рынков, создания новых отраслей экономики.
Сейчас во многих странах особый упор
в экономике делается на новые отрасли,
возникшие в результате НТП: атомная энергетика,
робототехника, ракетно-космический комплекс.
Что же касается отраслей, которые из-за
НТП постепенно приходят в упадок (как уже было сказано
выше), то их следует поддерживать путем
финансирования проектов, выплаты
субсидии, льгот, направляя инвестиции.
Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный
комплекс во многих государствах
в условиях НТП оказался в достаточно
сложном положении, он не может конкурировать
с наукоемкими отраслями хозяйства, и
поэтому здесь помощь государства необходима.
Территориальная структура:
Здесь имеет место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.
Внешнеторговая структура:
В ряде случаев регулирование
совокупного предложения
Инфраструктура:
В этой части
национального хозяйства
В области политики стимулирования совокупного предложения можно выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.
Следует отметить, что наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в Германии и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.
Безусловно, для того, чтобы определиться с направлением деятельности структурной политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики исходя из анализа структуры национального хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным условием для проведения структурной политики, что будет нами рассмотрена в следующей части данной главы.
Главная проблема данного
вида экономической политики заключается
в том, что задачи государства
в области структурных
Если правительство будет оказывать прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых в конкурентной борьбе значительно снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении уместна лишь косвенная помощь.
Интересна в этом смысле,
например, позиция Министерства экономики
Германии. Оно дает рекомендации частному
сектору и с надеждой ожидает
выполнения предложенного варианта,
не имея возможности требовать
Теперь, когда мы рассмотрели сущность, причины и методы структурной политики в целом, перейдем непосредственно к России.
Глава 3 Современная
структурная политика
российского национального государства
Объем задач российской экономики в области структурной политики очень велик. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).
Второе условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.
Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-техническую базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики.
Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний день.
Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает рост объемов ведущих отраслей материального производства и – что самое важное –инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.
Одновременно
наблюдаются довольно устойчивые тенденции
ухудшения качественных показателей
роста: среднегодовые темпы прироста ВВП
в период 2001-2005 гг. среднегодовой темп
прироста конечного потребления в России
составлял 7,5%, то в период 2006-2015 гг., по
расчетам, этот темп снизится до 3,5% в среднем
за год по первому прогнозному варианту
и до 4,1% – по второму варианту.
За стремительное формирование
основ рыночного хозяйства
и другого транспортного оборудования)
и военно-промышленный комплекс.
ИНДЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ
ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в процентах к предыдущему году)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
20111 | |
Добыча полезных
ископаемых, обрабатывающие производства,
производство и распределение |
108,2 |
107,3 |
95,4 |
81,1 |
116,2 |
106,3 |
Добыча полезных ископаемых |
102,1 |
103,0 |
93,0 |
85,1 |
120,3 |
105,8 |
в том числе: |
||||||
добыча топливно-энергетических |
99,9 |
84,9 |
116,2 |
88,9 |
95,7 |
105,6 |
добыча полезных ископаемых, |
102,1 |
103,1 |
92,9 |
85,1 |
120,5 |
105,8 |
Обрабатывающие производства |
108,9 |
108,8 |
94,4 |
79,3 |
117,8 |
107,6 |
из них: |
||||||
производство пищевых
продуктов, включая напитки, |
99,9 |
100,0 |
96,7 |
102,5 |
106,2 |
102,4 |
текстильное и швейное производство |
104,2 |
94,1 |
78,6 |
79,5 |
107,4 |
90,5 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
75,1 |
52,6 |
77,4 |
159,7 |
124,3 |
71,0 |
обработка древесины |
92,7 |
109,7 |
75,4 |
77,7 |
101,6 |
102,1 |
целлюлозно-бумажное производство; |
125,7 |
107,0 |
88,3 |
84,3 |
111,2 |
98,4 |
химическое производство |
102,5 |
112,2 |
89,7 |
97,2 |
120,2 |
96,5 |
производство резиновых |
99,8 |
93,1 |
130,8 |
67,1 |
132,1 |
102,4 |
производство прочих неметаллических |
112,7 |
102,6 |
93,2 |
62,6 |
123,3 |
120,2 |
металлургическое производство |
107,8 |
108,0 |
93,6 |
79,5 |
113,6 |
109,3 |
производство машин |
116,9 |
137,3 |
98,0 |
80,4 |
104,9 |
72,4 |
производство |
127,7 |
91,9 |
77,7 |
79,2 |
111,8 |
123,7 |
производство транспортных средств и оборудования |
85,3 |
110,1 |
111,2 |
52,5 |
199,7 |
136,0 |
прочие производства |
149,3 |
108,2 |
76,8 |
73,1 |
94,2 |
93,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
106,3 |
96,7 |
108,0 |
94,8 |
104,4 |
99,0 |
из него: |
||||||
производство, передача и распределение электроэнергии |
105,3 |
96,5 |
111,6 |
94,0 |
106,3 |
99,7 |
производство, передача |
108,2 |
97,0 |
97,6 |
97,4 |
98,7 |
96,5 |