Структура национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры национального хозяйства, исследование понятия «структурная политика»
и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Файлы: 1 файл

Strukturnaya_politika_referat.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)


Введение

Прежде чем рассматривать  непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

Таким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что  подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это  объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.

Следовательно, структурная политика играет очень  важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

В современной России, где  целью экономических реформ является переход к социально-ориентированной  модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной  политики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры национального  хозяйства, исследование понятия «структурная политика»  
и основных её методов в условиях НТП. Также необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в настоящее время.

Над проблемой структурно-технологических  преобразований национальной экономики работали такие выдающиеся отечественные ученый, как Анчишкин А.И., Яременко Ю.В., Шаталин С.С., а также А. Свинаренко, Я. Кузьминов, Б. Кузнецов, А. Пономарев, Ю. Симачев, В. Фридлянов, А. Яковлев, работавшие над экономической программой "Центра стратегических разработок" Германа Грефа, министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

Глава 1. Структура  национального хозяйства

Чтобы исследовать структуру  национального хозяйства, следует  чётко представлять, что такое  «национальное хозяйство» и «макроэкономика», так как все эти понятия  тесно взаимосвязаны.

Макроэкономика и национальное хозяйство.

Макроэкономика, раздел экономической науки, изучающий  национальную экономику в целом, т.е. экономику в масштабах страны, была разработана Дж. Кейнсом 30-е года 20 в., чтобы объяснить такие участившиеся явления, как безработица, инфляция, кризисы перепроизводства.

Основным понятием курса  макроэкономики выступает «национальная  экономика» или «национальное хозяйство». Следует отметить наличие двух подходов: технологического и социально-экономического – к определению содержания национальной экономики.

В случае технологического подхода национальная экономика  представляет собой совокупность отраслей промышленности, видов производств, их состояние, рассматриваемое с точки зрения объема произведённой продукции, уровня использования ресурсов и т.д.

Социально-экономический  подход основан на понятии общественного производства, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей.

Из вышесказанного можно  вывести следующее определение:

Национальная  экономика (национальное хозяйство) – это сложная хозяйственная система, представляющая совокупность всех экономических процессов, протекающих в обществе на основе действующих в нём имущественных отношений.

Центральным звеном этой системы  является человек, представляющий собой производителя и потребителя всех товаров и услуг. Естественным условием функционирования и развития национальной экономики выступают природные ресурсы, а основным средством функционирования – капитал (стоимость, пускаемая в оборот с целью получения прибыли), который и позволяет использовать природные ресурсы.

Главной целью национальной экономики нужно считать создание оптимальных условий для жизнедеятельности всех членов общества.

Итак, разобравшись с понятиями  макроэкономики и национальной экономики, в следующей части данной главы  мы можем перейти к структуре  национального хозяйства.

Технологический и социально-экономические  подходы к определения значения термина «национальная экономика» позволяют представить её как  сложное системное явление, заключающее  в себе несколько относительно самостоятельных элементов. Иначе говоря, структура национального хозяйства (экономики) представляет собой совокупность пропорций и отношений всех элементов экономической системы страны при данных условиях и в данный момент времени. Результатом изменения экономической структуры является структурный эффект. Он отражает связь между индексом изменения структуры и ростом важнейших показателей динамики экономической системы.

Экономическая структура – многоплановое понятие и его можно рассматривать с разных точек зрения. Как правило, выделяют воспроизводственную, социальную, отраслевую, региональную (территориальную), внешнеторговую структуру и инфраструктуру рыночной экономики. Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Воспроизводственная структура  определяет совокупность пропорций  
и отношений, характеризующих возможности роста экономической системы и её эффективность. Наиболее важными воспроизводственными пропорциями являются соотношения между сферами общественного воспроизводства, подразделениями общественного воспроизводства, потребления и накопления. Чем выше доля сбережения, тем больше возможностей для финансирования инвестиций и расширения производства. Можно выделить три подразделения общественного воспроизводства.

Первое подразделение – часть общественного производства, продукция которой являются средства производства.

Второе – часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.

Третье подразделение  общественного производства – часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно» (армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает государственный бюджет, получая для этого средства от первого и второго подразделений в форме налогов, и, во-вторых, регулирует денежное обращение в стране.

Население также является частью воспроизводственной структуры, вкладывающая свой труд в трех подразделениях общественного производства  
и получающая за это денежную оплату и другие денежные доходы.

В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием  
в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности).

Отраслевая структура  национальной экономики представляет собой соотношение отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных  единиц, в производственной деятельности. Здесь могут быть выделены отрасли  материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы. Группа предприятий, которые выпускают продукцию, предназначенную для одной цели, используют похожие или одинаковые ресурсы и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках лёгкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и т.п.

Территориальная (региональная) структура обусловливает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т.д. (а в США территориальная структура представляет собой деление на штаты).

Региональная структура  предполагает определённую связь отраслей  
и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Данная структура должна быть по возможности выстроена как можно лучше, чтобы существовала постоянные связи между отраслями по выпуску продукции, производительные силы были рационально размещены по районам, транспортные издержки были минимальны, что вкупе повышает эффективность производства.

Внешнеторговая структура  определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и её структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств (США, страны Европы) ориентирован на наукоемкую и технологичную продукцию, в импорте же преобладает сырьё, энергоносители, продукты экологически вредных производств. Что касается развивающихся государств то экспорт их связан с сырьём и материалами, а в импорте преобладают продукты обрабатывающей промышленности, машины, оборудование и т.д.

Совокупность  пропорций и отношений связанных  между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определённые функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок, а также рынок ценных бумаг, представляют коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.

Теперь, разобравшись в структуре  национального хозяйства, мы можем  приступить к рассмотрению структурной  политики.

Глава 2. Структурная политика национального государства: воздействие на экономические и социальные результаты

2.1 Структурная политика: причины, цели

Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Под структурной политикой  понимается деятельность государства  
и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных меж- и внутриотраслевых пропорций национальной экономики. Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности различных структур национального хозяйства, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его участии в мировой экономике. Кроме того, структурная политика стремится к стимулированию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности национальной экономики, решению ряда социальных проблем, ускорению экономического роста. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

Пропорции, соотношения  между различными сторонами общественного производства, различны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью активности национального хозяйства в международном разделении труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Все эти показатели являются индивидуальными для каждой страны.  
В данной главе будут рассмотрены основные общие принципы и особенности структурной политики.

Структурная политика в большей  степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, (совокупное предложение - уровень наличного реального объема производства в стране при каждом возможном уровне цен).

Определим круг факторов, которые привели к активной роли государства в области структурной политики. Этот вид экономической политики привлек внимание ученых и практиков в конце 70-х – начале 80-х годов, что было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты. К вышеперечисленным причинам можно добавить следующие:

1. Устранить негативные  последствия Второй мировой войны  (разрушение фабрик, заводов, инфраструктуры, экономических связей между странами).

2. Существенное усиление  конкурентной борьбы на мировом  рынке.

3. Возросшая необходимость  поддержки аграрного сектора  в условиях объединения европейского  рынка и усиления на нем  международной конкуренции.

4. Структурный  кризис 70-х годов: падение спроса  на продукцию традиционных отраслей промышленности (сталь, суда, текстиль).

5. Активизация научно-технического  прогресса в 70 – 80-х годах.

6. Усиление социальных  проблем.

Стало очевидным, что прежние  краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос  бессильны в борьбе со стагфляцией (увеличение безработицы одновременно со спадом производства и ростом инфляции). И возникла необходимость в качественно новых способах усиления экономического роста. Оценивая долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных странах, нужно обратить внимание на постепенный переход от кейнсианской модели регулирования (предполагающей влияние на рыночный спрос) к неолиберальной (делающей ставку на регулирование предложения).

Информация о работе Структура национального хозяйства