Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:37, реферат

Описание работы

В данной работе мы попытаемся дать определение публичному праву, выявить его отличия от частного; а также вникнуть в структуру системы государственных органов и иерархии должностных лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Публичное и частное право
1.1 Структура публичного права
Субъекты публичного права
2.1 Государственные органы как субъект публичного права
2.2 Должностные лица как субъект публичного права
2.3 Структура государственных должностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

00 Субъекты публичного права. Гос. органы и должностные лица.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт  права

 

Кафедра международного права и международных отношений

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАВО

Субъекты  публичного права. Государственные органы и должностные лица

 

Выполнил:

студент группы МО-11

Федоров Р.Ф.

_____________

 «___»_____________2012 г.

                               

Научный руководитель

асс.

Коновалова  Е.А

____________

 «___»_____________2012 г. 

 

 

 

 

Уфа - 2012

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

Публичное и частное право

1.1 Структура публичного права

Субъекты  публичного права

2.1 Государственные органы как субъект публичного права

2.2 Должностные лица как субъект  публичного права

2.3 Структура государственных должностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.1

Правоотношения между государством (в лице государственных органов  и должностных лиц) и людьми регулирует публичное право; публичное право выражает общий, усредненный интерес всех людей, проживающих на территории данного государства. Структура государственных органов и должностных лиц – сложная, иерархичная система.

Необходимо также четко разграничивать частное и публичное право.

В данной работе мы попытаемся дать определение  публичному праву, выявить его отличия  от частного; а также вникнуть в структуру системы государственных органов и иерархии должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

Публичное право – совокупность отраслей права, регулирующих правоотношения между государством и индивидом; в этих отношениях стороны изначально выступают как неравноправные, т.к. на принятие решений органов публичной власти влияет общегосударственный интерес, который стоит выше интереса частного (отдельного лица). Тем не менее, в условиях современного правового государства публичные отношения «могут выступать только как правоотношения»2. Существует известная проблема в определении баланса между частным и публичным правом; однако не подлежит сомнению тот факт, что этот баланс между ними все-таки должен существовать (любая отрасль права содержит в себе оба начала: и частное, и публичное).

«Публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом»3.

Классическое  определение (разграничение) публичного и частного права дал древнеримский  юрист Ульпиан:

««Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное право – которое относится к пользе отдельных лиц»4.

Следовательно, в сфере публичного права тот уровень свободы, который допускается в частных правоотношениях, невозможен. Также очевидно, что деление права на публичное и частное напрямую затрагивает соотношение прав и обязанностей в отдельно взятом государстве в целом.

В правовом государстве вмешательство  органов публичной власти в дела семьи, в имущественные дела, в  сферу искусства или творчества сведены к минимуму или подчиняются  определенным правовым нормам; индивид, вступая в частные правоотношения (частные правоотношения по сути – отношения между людьми; частное право регулирует их), вправе воспользоваться своей волей и быть в своем интересе, и государство в данном случае выступает лишь в роли арбитра, а также гарантирует защиту прав и свобод человека (2 статья Конституции Российской Федерации; она же признает в РФ деление права на 2 сферы: публичную и частную).

В вопросах же общегосударственного значения (вопросы войны и мира, финансовой политики и т.д.) главную роль играет именно государство, так как оно  действует в интересах большинства  населения; значит,   в глобальных вопросах постановления государства имеют принудительный характер.

1.1 Структура публичного права

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.5

К отраслям публичного права относятся: Конституция, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. Эти отрасли права отличаются тремя признакми: объектом регулирования, методами правового регулирования и кругом источников права. Отрасли права обозначены в конституциях (в федеративных государствах это вызвано необходимостью разграничения функций субъектов и центра). Предметом разграничения также могут быть отрасли законодательства, их подотрасли, правовоые институты, группы однородных законов, отдельные законодательные акты.

Отрасли законодательства: а) конституционное законодательство; б) административное законодательство (им охватывается около двадцати отраслей и институтов, входящих в особенную часть, - об образовании и культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, обороне, государственной безопасности и др.; часть из них является чисто публично-правовым, часть регулируется в управленческом аспекте); в) финансовое, включая налоговое; г) административно-процессуальное, включая законодательство об административное ответственности; д) уголовное; е) уголовно-процессуальное; ж) уголовно-исполнительное законодательство; з) арбитражный процесс; и) международное публичное право; к) международное гуманитарное право; л) экономическое законодательство. Также: законодательство по общим вопросам окуружающей среды и рационального использования природных русурсов, о земле, о недрах, о водах, об охране атмосфероного воздуха.

Таким образом, структура публичного права выражается в отраслях публичного права, в отраслях законодательства; также элементы публичного права можно встретить и в праве частном.

Источниками публичного права служат конституции, законы, указы, постановления, декларации и программы партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Считается, что публичное правоотношение устанавливается между государством и гражданами; однако «правоотношения» будут таковыми, если оба его участника связаны правом (притом, что государство - творец и источник права). Поэтому субъектом или участником публично-правового отношения может быть не государство в общем, а подзаконная власть управления.

Всякое юридическое отношение устанавливается между людьми и только между людьми; и в публично-правовом отношении субъектами могут быть только люди. Следовательно, власть управления не может явиться субъектом юридического отношения в какой-либо отвлеченной, безличной форме. Участниками публичного правоотношения могут быть лишь живые люди, - должностные лица, облеченные этой властью.

Власть управления может присвоиваться, в силу закона, не только отдельным  должностным лицам, но и соединениям  лиц, определенным образом организованным. К числу последних принадлежат: напр., местные государственные органы, муниципалитеты - соединства, объединенные общественными интересами отдельных местностей; объединенные интересами отдельных групп лиц (ТСЖ); наконец, соединства, объединенные каким-либо общим делом: напр., университеты. Подобные соединения выступают в публичных отношениях в качестве самостоятельных субъектов права (публичные юридические лица). Они могут вступать в отношения с частными лицами, с должностными лицами администрации (с министром, губернатором и т. д.), а также и между собой.

Современный ученый А. В. Лавренюк в  своей статье «Субъект публичного права: единство понятия как многоаспектного явления в Российской правовой системе» указал, что:

1) субъектами публичного права  являются образования, созданные для обеспечения субъективных публичных прав человека и гражданина;

2) субъектами публичного права  являются индивиды, реализующие указанную функцию.

Публичные субъекты могут охранять и обеспечивать также и субъективные частные права, но их основополагающая функция заключается в обеспечении прав публичных. Он отмечает, что деятельность субъектов публичного права регулируется, главным образом, нормами публичного права. Публичность субъекта отнюдь не означает, что он способен участвовать только в публичных правоотношениях. Любой орган власти, если он является юридическим лицом (или наделен такими правами), вправе вступать в гражданско-правовые отношения. Однако основная функция публичных субъектов находиться в сфере публичного права. Из вышесказанного А.В. Лавренюк предлагает следующее определение публичного права: субъект публичного права – это лицо, деятельность которого регулируется, главным образом, нормами публичного права, учрежденное в установленном порядке для реализации субъективных прав человека и гражданина в интересах общества и государства. Субъекты публичного права носят дифференцированный характер по конкретным целям своей деятельности, сферам общественной жизни и организационно-правовым формам6.

Государству, как и любой организованной системе, необходима определенная управленческая иерархия, состоящая из государственных органов, которые, в свою очередь, состоят из специально подготовленных людей – государственных служащих.

Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования  и контроля государственных органов  за развитием сфер экономики и  культуры, иных сфер государственной  жизни7.

2.1 Государственные органы как субъект публичного права

Государственный орган — это  структурный элемент механизма  государства, обладающий властными  полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных  органов:

1) органы государственной власти  образуются в законодательном  порядке;

2) каждый орган государства наделен  определенными компетенциями;

3) финансируется из федерального  бюджета;

4) в своей деятельности отражают  задачи и функции государства.

Ключевой признак государственных  органов – реальное наличие государственно-властных полномочий: он позволяет разграничить государственные органы – носителей  государственной власти – с государственными и негосударственными организациями, предприятиями, образованиями. Реальное наличие государственно-властных полномочий  - реализация властно-управленческих решений.

Деятельность этих органов различна (охранительная деятельность, налоги, организация и т.д), как и юридическая сила их постановлений.

Основные принципы, которыми руководствуются  органы государства:

1) принцип разделения властей  (самостоятельное функционирование  каждой ветки власти в целях  исключения произвола, коррупции и/или узурпации власти);

2) принцип гласности (информирование  населения о деятельности государственных  органов);

3) принцип законности (строгое соблюдение  Конституции и законов всеми  органами власти);

4) принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина;

5) принцип профессионализма (в гос.органах  должны работать только профессионалы).

«Государственные органы» - это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства.8

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч.3 ст.5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч.1, 2 ст. 3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему – систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.

Информация о работе Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица