Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:37, реферат

Описание работы

В данной работе мы попытаемся дать определение публичному праву, выявить его отличия от частного; а также вникнуть в структуру системы государственных органов и иерархии должностных лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Публичное и частное право
1.1 Структура публичного права
Субъекты публичного права
2.1 Государственные органы как субъект публичного права
2.2 Должностные лица как субъект публичного права
2.3 Структура государственных должностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

00 Субъекты публичного права. Гос. органы и должностные лица.docx

— 36.82 Кб (Скачать файл)

Виды органов государства:

1) В соответствии с принципом  разделения властей: законодательные,  исполнительные, судебные;

2) в зависимости от сферы деятельности: высшие, центральные, местные, муниципальные;

3) по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Основные виды органов власти: глава  государства (монарх или президент); законодательные (представительные) органы государственной власти; исполнительные органы гос.власти; судебные органы гос.власти.    

Система государственных органов  – сложный механизм, работа которого должна быть четко скоординирована, прежде всего, президентом (законодательная  инициатива президента, подписания принятых законов или право вето; судебная власть: назначение судей для высших инстанций; президент фактически контролирует работу правительства).

Президент стоит вне системы 3 ветвей власти; по Конституции он – самостоятельный  субъект осуществления государственной власти, а федеральное Собрание, хоть и имеет право на импичмент, на практике реализовать его вряд ли сможет.

По длительности действия гос.органы делятся на постоянные и временные. На территории субъектов РФ (по Конституции РФ) государственные органы функционируют на постоянной основе. Существует, однако, и такие органы, деятельность которых носит временный характер (из истории: военно-полевые суды 1906 - 1907; сейчас – введение чрезвычайного положения).

Органы государства могут быть коллективными (коллективные образования: Федеральное Собрание, Правительство  и т.д), или они могут быть представлены одним лицом (Президент РФ, Генеральный  прокурор РФ, главы субъектов).

Классификаций – множество, но, тем  не менее, их следует рассматривать  комплексно; обобщающим фактором классификации гос.органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

2.2 Должностные лица как субъект  публичного права

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам  выборов функции представителя  власти или временно или постоянно  занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.9 К должностным лицам относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления.

Ошибочно полагать, что должностные  лица – это только руководители; как уже говорилось выше, государство  – сложная система, поэтому и  среди должностных лиц также  существует своя иерархия; но верно  и то, что должностные лица действительно  обладают властью, т.е. они совершают  юридические действия властного  характера – давать предписания, указания (представители административной власти: имеют право применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении). Также нотариусы - лица, специально уполномоченные на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, нормы которых отличаются друг от друга в различных странах.11   Нотариусы действуют в рамках и публичного, и частного права. Все нотариусы в РФ имеют одинаковые права, независимо от места работы (гос.служащий или занимается частной практикой).

Оперативный состав (функциональные работники) – это гос.служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Они имеют некоторые полномочия, осуществляют государственно-властные функции, но они не имеют права совершать служебные акты в качестве средства управления людьми. Они, в основном, консультируют.

К должностным лицам также относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др; к оперативному составу – младшие государственные должности и т.д. - они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц.

2.3 Структура государственных должностей

Под структурой государственных должностей понимается подразделение должностей государственных органов на категории с точки зрения их роли в реализации компетенции государственных органов. По данному критерию различаются две категории должностей в государственных органах:

1) государственные должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа;

2) должности, которые не имеют статуса государственных должностей и замещаются в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в соответствии со штатным расписанием этих органов.

Все государственные должности  в ФЗ Российской Федерации о государственной  службе от 31 июля 1995 г. подразделяются на категории «А», «Б» и «В».

Понятием государственных должностей категории «А» охватываются государственные  должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов.

Государственные должности категории «А» - это так называемые политические должности. Они подразделяются на виды.

Первый. Это государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает следующие  государственные должности РФ: Президент  РФ (ст.11,80); Председатель Совета Федерации (ст. 101); заместители Председателя Совета Федерации (ст.101); Председатель Государственной  Думы (ст.101); заместители Председателя Государственной Думы (ст. 101); Председатель Правительства РФ (ст.103,110); заместители  Председателя Правительства РФ (ст.110); федеральные министры (ст.110); судьи  Верховного Суда РФ (ст. 128); судьи Высшего  Арбитражного Суда РФ (ст. 128); судьи  федеральных судов (ст. 128); Генеральный  прокурор РФ (ст.129); прокуроры субъектов  РФ (ст. 129); Председатель Центрального банка РФ (ст.83); Председатель Счетной  палаты (ст.103); заместитель Председателя Счетной палаты (ст. 102); аудиторы Счетной  палаты (ст.102,103); Уполномоченный по правам человека (ст.103).

Другие государственные должности  РФ устанавливаются федеральными законами.  Сводный перечень наименований государственных  должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден  Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. Всего в перечне содержится 38 государственных должностей РФ.

Второй вид государственных должностей категории «А» составляют государственные должности субъектов РФ. Согласно п.п.1 ст. 1 ФЗ от 31 июля 1995 г. они устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов.

В категорию «В» входят должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - секретари, курьеры и другие.

К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б»  и «В» (ст. 2). Лица категории «А», как  принято считать, - первые лица в  государственном аппарате, не несут  государственную службу, государственными служащими не являются и на них  данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные  должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения. Такой  подход закона к очерчиванию сферы  государственной службы - новый в  нашей правотворческой и практической деятельности, свидетельствует о  более узкой целенаправленности государственной службы.

Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной  службы приводится соответственно в  Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих и, являющемся его частью, Реестре  государственных должностей государственной  службы Российской Федерации. К последнему прилагается перечень специализации  государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим. Реестр включает в себя унифицированные наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Они предусмотрены в Сводном перечне государственных должностей РФ, утвержденном указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33.

Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь  на следующие пять групп: а) высшие государственные должности государственной службы - пятая группа; б) главные государственные должности государственной службы - четвертая; 
в) ведущие государственные должности государственной службы - третья; г) старшие государственные должности государственной службы - вторая; д) младшие государственные должности государственной службы - первая (п.1 статьи 6 Федерального закона РФ № 119-ФЗ 1995 г.).

Применительно к группам государственных  должностей государственной службы служащим присваиваются разряды  и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или  аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим главных государственных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - государственным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим старших должностей; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса - государственным служащим младших должностей.

Все классификации обычно преследуют цель упорядочения должностей и создания стимула служащему для повышения  квалификации и продвижения по службе. В качестве таких критериев обычно применяется уровень образования, необходимого для занятия соответствующей  должности. В данной классификации  такой критерий отсутствует, зато подчеркнут критерий патронажной зависимости  от должностей категории "А". Критерий уровня образования сохраняется  в Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Министерством  труда РФ от 6 июня 1996 г. N 32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление публичной власти – один из признаков возникновения государства; следовательно, без публичной власти не было бы государства как такового: публичное право - первично; а  частное право, хоть и несет в себе прогресс, идею свободы – вторично, и государство, в принципе, может вполне успешно существовать и без него (СССР).

Публичное право опирается на сложнейшую систему государственных органов, которые опираются на Конституцию  и др. источники права. Публичное право может совмещать в себе элементы частного.

Должностные лица обеспечивают функционирование сложнейшей системы государственных  органов на макро- и микро-уровнях, они обладают юридически закрепленной властью – полномочиями на разных уровнях.

Целостность этой системы также  поддерживает Президент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Википедия, статья "Государтсво";

2 Теория государства и права:  Основы марксистско-ленинского учения  о государстве и праве / Под  ред. П. С. Ромашкина, М. С.  Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 508—509;

3 Википедия, статья "Публичное  право";

4 Нерсесянц В. С. Теория права  и государства: краткий учебный  курс;

5 Матузова Н. И., Малько А. В.  Теория государства и права:  курс лекций;

6 А.В. Лавренюк - «Субъект публичного  права: единство понятия как  многоаспектного явления в Российской  правовой системе», Интернет;

7 Кутафин О. Е., Фадеев В. И.  Муниципальное право Российской  Федерации. — М.: Велби, 2006. — 672 c. — ISBN 5-482-00718-9. — С. 301—302;

8 Иванов А.А. Справочник по  теории государства и права.  Основные категории и понятия.  Из-во «Экзамен». Москва.2010 г;

9 Сайт "Энциклопедия экономиста";

10 Википедия, статья "Должностое  лицо";

11 Википедия, статья "Нотариус".

 

 

 

 

 


Информация о работе Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица