Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:57, реферат
На протяжении многих веков закладывались основы и идеи разделения властей, что как раз и лежит в основе западных цивилизаций. Еще античные мыслители (Аристотель, Платон и др.) высказывали в своих работах мысли о данной проблеме. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн ( 1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.
Введение…………….…………………………………………………………3
Глава 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………...5
1.1. Судебная власть как составляющая государственной власти …..…….5
1.2. Принципы деятельности судебной власти в РФ ……………………….7
1.3. Функции судебной власти в РФ …………………………………………9
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. Определение Конституционного Суда в РФ ………………………. 10
2.2. Компетенции Конституционного Суда в РФ …………………………10
2.3. Формирование и полномочия Конституционного Суда в РФ .............11
2.4. Назначение Конституционного контроля …………………………….13
Глава 3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ ……. 14
3.1. Понятие Уполномоченного по правам человека ……………………. 14
3.2. Порядок назначения и отставки ………………………………………..14
3.3. Полномочия и функции Уполномоченного по правам человека ……15
Заключение….………………………………………………………………...19
Список источников и литературы…………………………………………….20
Федеральное государственное
«Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»
(ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Кафедра «Теория и история государства и права»
реферат
на тему:
«судебная власть в российской федерации. конституционный суд в рф. уполномоченный по правам человека в рф.»
Выполнила:
студентка группы ФЭФ 1-8 Малова А.А.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Крюкова А.М.
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….…………………………………………
Глава 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………...5
1.1. Судебная власть как составляющая государственной власти …..…….5
1.2. Принципы деятельности
1.3. Функции судебной власти в РФ …………………………………………9
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. Определение Конституционного Суда в РФ ………………………. 10
2.2. Компетенции Конституционного Суда в РФ …………………………10
2.3. Формирование и полномочия Конституционного Суда в РФ .............11
2.4. Назначение Конституционного контроля …………………………….13
Глава 3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ ……. 14
3.1. Понятие Уполномоченного по правам человека ……………………. 14
3.2. Порядок назначения и отставки ………………………………………..14
3.3. Полномочия и функции Уполномоченного по правам человека ……15
Заключение….………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих
веков закладывались основы и идеи разделения властей,
что как раз и лежит в основе западных
цивилизаций. Еще античные мыслители (Аристотель,
Платон и др.) высказывали в своих работах
мысли о данной проблеме. Одним из первых выдвинул идею разделения
властей на исполнительную, законодательную
и судебную с целью гарантии законности
и предупреждения возможных злоупотреблений
в государстве Д. Мильберн ( 1614-1657
гг.). Традиционно основоположниками «классического»
варианта теории разделения властей в
юридической литературе называют Дж.Локка
и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя
отдельно судебную власть и разделяя власти
лишь на законодательную, исполнительную
и федеративную (регулирующую отношения
с другими государствами), подчинил все
власти законодательным органам, поскольку,
«тот выше, кто может подписывать законы».
Судебную власть Локк считал элементом
исполнительной власти.
Как теорию, ее сформулировал в XVIII в. французский
философ Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, –
указывал он, – имеется власть законодательная,
исполнительная и судебная. Все эти власти
должны быть разделены, так как если судья
станет законодателем, то свобода граждан
окажется во власти произвола. Если судебная
власть будет соединена с исполнительной,
то судья получит возможность стать угнетателем».
Актуальность данной
работы заключается в следующем: предмет судебной власти и вопросы,
тесно связанные с ней крайне остры на
сегодняшний день, а Россия находится
только на пути становления демократического
общества, что заметно сказывается на
неустойчивом положении судебной власти
и системы в целом. Несмотря на
провозглашенные правовые и социальные
гарантии судьи, как то
несменяемость, неприкосновенность, независимость
и т.д., они очень
часто не могут полностью обеспечиваться
из-за отсутствия технической и
материальной базы.
По Конституции РФ
судебная власть является трехзвенной: Верховный
суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный
Суд.
Верховный суд является высшим судебным
органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам
(ст. 126).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль над всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
В связи с вступлением
РФ в Совет Европы юрисдикция Европейского
Суда распространяется и на территорию
России. Это обуславливает необходимость
приведения российского законодательства
в соответствие с международными и европейскими
стандартами в области защиты прав и свобод
человека. Решению многих вопросов по поводу прав
и свобод человека и гражданина способствует
сегодня создание и развитие одного из
важнейших институтов конституционного
права - Уполномоченного по правам человека
(омбудсмана). Институт омбудсмана призван
способствовать установлению в обществе
такой системы ценностей, когда права
личности, права человека оказываются
приоритетными при решении всего комплекса
социальных проблем.
Итак, задачи моей работы выяснить следующие вопросы:
Глава 1. Судебная власть в Российской Федерации
§ 1.1. Судебная власть как составляющая государственной власти
Государственная власть
состоит из трёх относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых
имеет своё юридическое обоснование. Эти
ветви – законодательная, исполнительная
и судебная – обособились как три основополагающие
институционально-правовые формы публично-властной
деятельности.
Законодательная ветвь государственной
власти в официальной форме устанавливает
правовые нормы, общие правила, определяющие
меру свободы человека в обществе и государстве.
В частности, законодатель устанавливает
правила применения политической силы,
необходимого и допустимого с точки зрения
обеспечения свободы, безопасности, собственности.
Исполнительная власть воплощает в себе
принудительную силу государства. Это
система органов, обладающих, в частности,
полицейскими полномочиями, способных
осуществлять организованное принуждение
вплоть до насилия. Эти полномочия должны
быть правомочиями, т.е. должны быть установлены
законом для обеспечения свободы, безопасности,
собственности.
Судебная власть разрешает споры о праве,
устанавливает право (права и обязанности)
в конкретных ситуациях, для конкретных
субъектов. В частности, судебные решения
дозволяют или предписывают правовые
меры государственного принуждения в
отношении конкретных субъектов.
Разделение властей означает, что органы
законодательной, исполнительной и судебной
власти самостоятельны в пределах своей
компетенции и не могут вмешиваться в
компетенцию друг друга. В то же время
компетенция этих органов такова, что
они не могут действовать изолированно,
и государственная власть осуществляется
в процессе кооперации трёх её самостоятельных
ветвей: деятельность законодателя не
принесёт желаемого результата без соответствующей
деятельности исполнительной и судебной
власти, осуществление правосудия невозможно
без власти законодательной и судебной
и т.д. Кроме того, во взаимоотношениях
ветвей власти должны быть сдержки и противовесы,
не позволяющие каждой из ветвей власти
выходить за пределы её компетенции и,
наоборот, позволяющие одним ветвям власти
удерживать другие в рамках компетенции.
Юридический смысл разделения властей
выражен в следующем рассуждении великого
французского просветителя Ш.Л. Монтескье
в его основном сочинении «О духе законов»:
«Если власть законодательная и исполнительная
будут соединены в одном лице или учреждении,
то свободы не будет, так как можно опасаться,
что этот монарх или сенат станет создавать
тиранические законы для того, чтобы так
же тиранически применять их. Не будет
свободы и в том случае, если судебная
власть не будет отделена от власти законодательной
и исполнительной. Если она соединена
с законодательной властью, то жизнь и
свобода граждан окажутся во власти произвола,
ибо судья будет законодателем. Если судебная
власть соединена с исполнительной, то
судья получает возможность стать угнетателем»1
Судебная власть - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со статьей 118 (ч.1) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч.1, ст.20).
__________________
0 Ш.Л. Монтескье. Избранные произведения/ под ред. М.П. Баскина. – М.: гос. изд-во Политической Литературы, 1955.. С. 290—291
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
§ 1.2. Принципы деятельности органов судебной власти
1. Осуществление правосудия только судом (Правосудие осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства);
2. Законность (Строгое и неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок деятельности судов);
3. Независимость судей (Обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом чьего бы то ни было вмешательства в его осуществление. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности);
4. Независимость судей (судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета.)
5. Коллегиальность (Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде);
6. Состязательность и равноправие сторон (Все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения УК религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд));
7. Гласность судебного разбирательства (Разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренным Федеральным законом);
8. Принцип национального языка судопроизводства (Судопроизводство ведется как на русском языке, так и на языках республик, автономной области, автономных округов или большинства населения той или иной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право пользоваться родным языком, а также услугами переводчика);
9. Презумпция невиновности (Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу);
10. Недопустимость повторного осуждения за одно и тоже преступление (Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по том же обвинению. Если данные обстоятельства будут выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в судебном заседании);
11. Право на пользование квалифицированной юридической помощью (Защитник допускается с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, с момента фактического задержания Емца, подозреваемого в совершении преступления, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий. Данное право гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, споров в Арбитражном суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат).
§ 1.3. Функции судебной власти