Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 23:57, реферат
На протяжении многих веков закладывались основы и идеи разделения властей, что как раз и лежит в основе западных цивилизаций. Еще античные мыслители (Аристотель, Платон и др.) высказывали в своих работах мысли о данной проблеме. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн ( 1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.
Введение…………….…………………………………………………………3
Глава 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………...5
1.1. Судебная власть как составляющая государственной власти …..…….5
1.2. Принципы деятельности судебной власти в РФ ……………………….7
1.3. Функции судебной власти в РФ …………………………………………9
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. Определение Конституционного Суда в РФ ………………………. 10
2.2. Компетенции Конституционного Суда в РФ …………………………10
2.3. Формирование и полномочия Конституционного Суда в РФ .............11
2.4. Назначение Конституционного контроля …………………………….13
Глава 3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ ……. 14
3.1. Понятие Уполномоченного по правам человека ……………………. 14
3.2. Порядок назначения и отставки ………………………………………..14
3.3. Полномочия и функции Уполномоченного по правам человека ……15
Заключение….………………………………………………………………...19
Список источников и литературы…………………………………………….20
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В РФ
§ 2.1. Определение Конституционного Суда в РФ
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Порядок образования и деятельности, компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (ст.125), «Законом о Конституционном Суде Российской Федерации», принятым Государственной Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда.
§ 2.2. Компетенции Конституционного Суда в РФ
К исключительной компетенции
конституционной юстиции
следующее:
— рассмотрение споров между высшими
государственными органами;
— контроль за конституционностью законов,
объявление законов недействительными;
— рассмотрение жалоб граждан, групп или
ассоциаций на нарушение
конституционных прав законодательством
или обыкновением
правоприменительной практики; — проверка
конституционности референдума.
Кроме того, в компетенцию конституционного
суда может входить:
— рассмотрение жалоб по поводу выборов
в органы народного
представительства;
— “защита конституции” (рассмотрение
жалоб по поводу «неконституционности»
действий государственных органов, отстранение
от должности высших должностных лиц государства
за нарушения конституции, установление
антиконституционного характера политических
партий, принятие решений, обязывающих
законодателя или высшие судебные органы
устранить нарушения конституции либо
издать акты, обеспечивающие реализацию
конституционных
прав и свобод);
— авторитетное толкование закона и квалификация
норм международного
права в плане их соответствия конституции.
§ 2.3. Формирование и полномочия Конституционного Суда в РФ
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Закон устанавливает, что судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель и заместитель председателя Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Решения, принимаемые в Конституционный Судом РФ, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы публикуются в специально издаваемой газете "Вестник Конституционного Суда РФ".
§ 2.4. Назначение Конституционного контроля
Конституционный контроль
относится к числу эффективных
средств обеспечения
Основное назначение конституционного контроля состоит в следующем:
1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;
2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
3. По жалобам на
нарушение конституционных
4.По запросам Президента
РФ, Государственной думы, Правительства
РФ, органов законодательной
5. По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ;
6. Выступает с законодательной
инициативой по предметам
7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).
ГЛАВА 3. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВКА
§ 3.1. Понятие Уполномоченного по правам человека
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "е" ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
§ 3.2. Порядок назначения и отставки Уполномоченного по правам человека
Порядок назначения и отставки уполномоченного регулируется следующим образом: уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд. На должность уполномоченного назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести»1. А прекращает свои полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.
§ 3.3. Полномочия и функции Уполномоченного по правам человека
Независимость и неподотчетность Уполномоченного при осуществлении своих полномочий от каких-либо государственных органов власти и должностных лиц предоставляет ему возможность выявлять факты нарушений прав граждан и в пределах компетенции принимать меры по их восстановлению. Для этого Уполномоченный должен беспристрастно и объективно подходить к выполнению своих функций:
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба не облагается госпошлиной.
Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Получив жалобу, Уполномоченный вправе: принять ее к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).
Уполномоченный в
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд с жалобой.
Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе: при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан; в случаях, имеющих особое общественное значение в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенную им информацию в 15-дневный срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направлять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностное лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.
Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека, Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть развивается и приобретает устойчивый характер по мере становления демократического общества в России. В стабильном правовом обществе судебной властью будут осуществляться надлежащие ей принципы (коллегиальности, независимости судей, равноправия всех сторон и т.д.).