Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 09:37, контрольная работа
Для достижения обозначенной цели определён круг следующих задач:
1) определить роль судебной власти в системе разделения власти;
2) определить формы и уровни (федеральный, региональный, местный) реализации конституционных принципов судебной власти;
3) рассмотреть судебную система Российской Федерации
Введение.......................................................................................................... 3
1. Роль судебной власти в системе разделения власти………….………………... 5
1.1 Понятие судебной власти и ее значение для функционирования демократического государства………………………………………………………….5
1.2 Признаки судебной власти…………………………………………………….6
1.3 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти………7
2. Судебная система Российской Федерации: общие положения……………......10
2.1 Понятие судебной системы Российской Федерации и её правовое значение........……………………………………………………………….…..…. 10
2.2 Структура судебной системы …………………………………...….......11
З а к л ю ч е н и е……………………………………………..…………..…......... 12
Список использованной литературы……………………………..……………14
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное право России»
тема: «Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы»
Выполнил: студентка группы 23БЗЮР-11
Смирнова Анастасия Александровна
«28» мая 2013г.
Руководитель: Барахоева Алла Руслановна
______________________________
Оценка ____________________________
Ярославль 2013г.
Содержание
Введение......................
1. Роль судебной власти в системе разделения власти………….………………... 5
1.1 Понятие судебной
власти и ее значение для
функционирования демократическ
1.2 Признаки судебной власти…………………………………………………….6
1.3 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти………7
2. Судебная система Российской Федерации: общие положения……………......10
2.1 Понятие судебной системы Российской
Федерации и её правовое значение........……………………………………
2.2 Структура судебной системы …………………………………...….......11
З а к л ю ч е н и е……………………………………………..…………..…...
Список использованной литературы……………………………..……………14
ВВЕДЕНИЕ
Концепция судебной реформы, принятая
в 1991 году, исходит из необходимости формирования
судебной власти в Российской Федерации
как самостоятельной ветви государственной
власти, независимой от законодательной и исполнительной властей и способной
осуществлять функцию правосудия в интересах
всего общества. Конституция РФ 1993 года
закрепила
Независимая и самостоятельная, обладающая
должной силой и авторитетом судебная власть - один из
основных признаков правового государства.
Суду принадлежит ведущая роль в утверждении конституционной
В структуре государственной власти
любой страны судебная власть занимает особое место. С принятием
Конституции РФ роль судебной власти в
государственном механизме России значительно
изменилась. Согласно закрепленному в ст.
10 Конституции РФ принципу разделения
властей, судебная власть является независимой
и самостоятельной ветвью государственной
власти, что вызывает необходимость изучения
роли и места судов в системе органов государственной
власти. К моменту конституционного
В юридической науке проблемы конституционных принципов судебной власти являются предметом специального рассмотрения.
Общетеоретические аспекты этой темы исследовались в работах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.А. Безуглова, М.В. Баглая, А.А. Белкина, Н.В. Бог Российская юстиция. 2003. № 3. С. 3. дановой, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Г.М. Габричидзе, Ю.А. Дмитриева, Е.М. Ковешникова, А.Е. Козлова, В.Н.Кудрявцева, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Т.Н. Манова, М.Н. Марченко, К.И. ^ Матузова, А.С. Пиголкина, Ф.М. Рудинского, Б.Н.Страшуна, В.Е.Чиркина, Г.Г.Черемных, Б.С. Эбзеева.
Вопросам судебной власти и правосудия в Российской Федерации посвящены труды: Л.Б. Алексеевой, В.П. Божьева, С.В. Бородина, К.Ф. Гу-ценко, Г.В. Дроздова, В.М. Жуйкова, В.Д. Зорькина, А.С. Кобликова, М.А.Ковалева, A.M. Ларина, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.А. Ржевского, В.М. Савицкого, Ю.И. Стецовского, М.С. Строговича, Н.М. Чепурновой, В.М. Шерстюка и других.
Теория конституционного правосудия исследовалась С.В. Боботовым, А.Д. Бойковым, Н.В. Витруком, Л.В. Лазаревым, М.А. Митюковым и другими.
Для достижения обозначенной цели определён круг следующих задач:
1) определить роль судебной власти в системе разделения власти;
2) определить формы и уровни (федеральный, региональный, местный) реализации конституционных принципов судебной власти;
3) рассмотреть судебную система Российской Федерации
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных принципов судебной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с деятельностью органов судебной власти, направленные на закрепление конституционных основ этой деятельности, обеспечение её правовых принципов и особенностей реализации.
1. РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ
1.1 Понятие судебной власти и ее значение для функционирования демократического государства
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.
Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин "судебная власть" понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин "власть" все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Судебная власть обладает рядом признаков,
прямо вытекающих из закона:
1. Судебная власть осуществляется специальными
государственными органами - судами .
2. Исключительность судебной
3. Независимость, самостоятельность
и обособленность судебной власти. 4. Судебная власть осуществляется путем
судопроизводства.
5. Судебная власть осуществляется на
основе и в строгом соответствии с процессуальным
законом.
6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти.
1.2 Признаки судебной власти
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.
1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.
В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).
7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.
10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.
1.3 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
Конституционно-правовые принципы организации судебной власти изложены в главе 7 конституции Российской Федерации. Отметим особо часть 1 статьи 118 Конституции: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». В дальнейшем покажем декларативность этой нормы Конституции, поскольку правосудие в Российской Федерации «вершится» не только судом, но и другими органами судебной власти. Эти органы весьма многочисленны и им даны большие полномочия.
В главе 7 Конституции утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти. В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подчиненность закону и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы