Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 09:37, контрольная работа
Для достижения обозначенной цели определён круг следующих задач:
1) определить роль судебной власти в системе разделения власти;
2) определить формы и уровни (федеральный, региональный, местный) реализации конституционных принципов судебной власти;
3) рассмотреть судебную система Российской Федерации
Введение.......................................................................................................... 3
1. Роль судебной власти в системе разделения власти………….………………... 5
1.1 Понятие судебной власти и ее значение для функционирования демократического государства………………………………………………………….5
1.2 Признаки судебной власти…………………………………………………….6
1.3 Конституционно-правовые принципы организации судебной власти………7
2. Судебная система Российской Федерации: общие положения……………......10
2.1 Понятие судебной системы Российской Федерации и её правовое значение........……………………………………………………………….…..…. 10
2.2 Структура судебной системы …………………………………...….......11
З а к л ю ч е н и е……………………………………………..…………..…......... 12
Список использованной литературы……………………………..……………14
Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти. Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений.
Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской. В систему этих судов входят Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, иные федеральные суды.
Конституция не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральным конституционным законам о судебной системе, которые устанавливают соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральные конституционные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие их компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Отдельными федеральными законами также регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности органов судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены: конституционный контроль; осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право законодательной инициативы; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» установлен единый статус судей Российской Федерации. Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти.
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных исполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом ответственность (ст.294, 295, 296, 297, 298, 311, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В структуре главы 7 Конституции отражается система организации деятельности судебной власти: указывается главная и исключительная функция судов - осуществление правосудия, определяются процессуальные формы осуществления судебной власти посредством различных видов судопроизводства. Установление судебной системы делегируется федеральному конституционному закону. Конституция закрепляет основные требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их самостоятельности: независимость, несменяемость, неприкосновенность, государственное финансирование деятельности судов. Ряд основных положений организации разбирательства дел в суде поднимается на конституционный уровень: гласность, состязательность, участие присяжных заседателей.
В главе 7 Конституции определяется место высших судов Российской Федерации, возглавляющих ветви судебной системы, порядок назначения судей Президентом и Советом Федерации. Установление полномочий, порядка образования и деятельности высших судов Российской Федерации отнесены к ведению соответствующих федеральных конституционных законов. Включение в состав гл.7 положений об организации единой централизованной системы прокуратуры объясняется приближенностью задач органов прокуратуры к отправлению правосудия, единством правозащитных функций судей и прокуроров.
2. СУДЕБНАЯ
СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Понятие судебной системы Российской Федерации и её правовое значение
Судебная система - это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.
Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.
Судебная система РФ включает:
федеральные суды;
конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Кроме того, единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ: судьи могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьей вышестоящего суда может стать гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
2.2 Структура судебной системы
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.»
Анализ данной статьи позволяет сделать следующие выводы о строении судебной системы Российской Федерации:
В РФ суды бывают двух типов: федеральные и суды субъектов Федерации;
К федеральным относятся 3 типа:
1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).
2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ – высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.
а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов ФЗ., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды
б) Военные суды – создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные (флотские) и гарнизонные.
3. Федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные аппеляционные суды, Арбитражные суды субъектов Федерации.
К судам субъектов федерации относятся:
1. Конституционные или уставные суды субъектов.
2. Мировые судьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судебная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для: 1) разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; 2) контроля за конституционностью законов; 3) защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; 4) контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности; 5) установления юридических фактов.
Судебную власть следует понимать и как систему органов, ее осуществляющих, и как возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Эти элементы органически связаны друг с другом настолько тесно, что при отсутствии одного из них речь идет уже не о власти, а о безвластии.
Самостоятельность и независимость судебной власти
нужна ей не для того, чтобы стать неконтролируемой
и неуправляемой, не для самоутверждения судебного
Правосудие является одним из важнейших
проявлений судебной власти. Правосудие
есть осуществляемая судом правоохранительная
Основные и специфические признаки правосудия состоят
в том, что оно осуществляется: во-первых,
специфическими государственными органами
-судами; во-вторых, в точном соответствии с законом;
в-третьих, путем рассмотрения и разрешения
в судебных заседаниях конкретных дел
посредством установленных Конституцией
Правосудие есть важнейшее, но не единственное проявление судебной власти. Помимо правосудия судебная власть включает и другие полномочия, имеющие большое социальное значение.
Тенденция привлечения судов к контролю
за решениями и действиями других ветвей
власти, начиная с принятия действующей Конституции,
постоянно расширяется и укрепляется. Расширение полномочий судебной
власти проявляется также в праве судов
осуществлять контроль за законностью и
обоснованностью действий правоохранительных
органов и, особенно в тех случаях, когда
есть опасность ограничения конституционных
Такой широкий диапазон правозащитных функций судебных органов требует, чтобы судебная власть была сильной, независимой, авторитетной и могла действовать самостоятельно.
Статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования принципов ее осуществления.
Конституционные принципы судебной власти - это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.
Система конституционных принципов судебной
власти включает: судебную защиту прав человека; равенство граждан перед
судом и законом; осуществление правосудия
только судом; осуществление правосудия
в точном соответствии с законом; самостоятельность
судов и независимость судей, народных,
присяжных и арбитражных заседателей;
неприкосновенность судей; несменяемость
судей; участие граждан в осуществлении
правосудия; состязательность и равноправие
сторон; национальный язык судопроизводства;
открытое разбирательство дел во всех
судах; единство судебной системы и ее
установление Конституцией и Федеральным Конституционным
Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы