Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:09, контрольная работа
Все источники европейского права обусловили и становление судебного процесса, который отражал всю эпоху развития средневекового права. Судебный процесс средневековья изучен относительно слабо и поверхностно, хотя он является основой судебных процессов Европы Нового и Новейшего Времени.
Актуальность данной темы состоит в том, что, разобравшись в причинах и процессах средневекового судопроизводства, мы можем сравнивать его с современным судебным процессом по более четким критериям.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Общая характеристика судебного процесса средневековья……….. 5
1.2 Судебный процесс в Англии………………………………………...16
1.3 Особенности судебного процесса в Германии……………………..18
1.4 Отличительные черты судебного процесса во Франции…………..21
Заключение ............................................................................................................23
Часть 2.
2.1 Анализ нормативно-правовых актов. Законы Ману………………..24
Список использованной литературы…………………………………………. 31
1.4 Отличительные черты судебного процесса во Франции
Вплоть до конца
XII в. судебный процесс, как это было ранее
у франков, сохранял в основном обвинительный
характер. Большое распространение получает
судебный поединок, который проводился
при взаимном согласии на то сторон или
же в случае, когда одна из них обвиняла
противника во лжи. Правовые обычаи детально
регламентировали процедуру судебной
дуэли. При рассмотрении
дел крестьян в сеньориальных судах наряду
с традиционными доказательствами еще
в XI в. стали применяться пытки, и процесс
утрачивал свой былой состязательный
характер. К этому времени розыскная (инквизиционная)
форма процесса, называвшаяся еще римско-католической,
утверждается в церковных судах, а с XIII
в. постепенно вводится в судах короля
и крупных феодалов. Вплоть до XV в. розыскной
и обвинительный процессы существовали
как бы параллельно, но последний постепенно
начал выходить из употребления в связи
с отменой важных традиционных видов доказательств
("божьего суда") — ордалий и судебного
поединка. Окончательное закрепление
розыскного процесса происходит с утверждением
абсолютизма путем издания серии королевских
актов: ордонанса 1498 года, эдикта 1539 года
и Большого уголовного ордонанса 1670 года.
Правда, первоначально этот процесс именовался
экстраординарным, но именно он применялся
в большинстве важных уголовных дел. Именно
в этот период получила распространение
практика, когда для тюремного заключения
человека требовалось только вписать
его имя в пустой бланк королевского приказа
на арест (lettres de cachet).
Первой стадией
розыскного процесса было дознание, т.е.
сбор предварительной и тайной информации
о преступлении и преступнике.
Судебное дело возбуждалось на основании
обвинения королевского прокурора, а также
доносов и жалоб, содержание которых оставалось
неизвестным для обвиняемого. Затем судебный
следователь собирал письменные доказательства,
допрашивал свидетелей и обвиняемого,
проводил очные ставки. При розыскном
процессе подразумевалась виновность
обвиняемого, поэтому показаний одного
свидетеля было достаточно для применения
пытки. Цель ее состояла в том, чтобы вырвать
признание обвиняемого, которое рассматривалось
как "царица доказательств".
Само судебное рассмотрение
дела проходило в закрытом заседании,
причем решающее значение придавалось
материалам, собранным в ходе следствия.
Полноценным доказательством вины обвиняемого
были, кроме собственного признания, показания
двух "заслуживающих доверия" свидетелей,
письма самого обвиняемого, протоколы,
составленные на месте преступления, и
т.д. Хотя ордонанс 1670 года предусмотрел
деление доказательств на оправдательные
и обвинительные, суд основное внимание
уделял именно последним. В случае отсутствия
достаточных обвинительных доказательств
судья мог распорядиться о повторном проведении
пытки.
До XIII в. судебные
приговоры считались окончательными и
не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное
решением судей, могло вызвать их на судебный
поединок и последовательно драться с
каждым из них. Обжалование в суд вышестоящего
сюзерена было возможно только в случае
"ошибки в праве".
С XIII в. постепенно признается право обжаловать любое дело из сеньориального суда в королевский суд. В свою очередь в королевских судах допускалось обращение с апелляцией в более высокую инстанцию. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем становится Парижский парламент. Наличие большого числа апелляционных инстанций, особенно в предреволюционный период, делало судебные процессы затяжными и дорогостоящими.
Заключение
Судебный процесс в Средневековой Европе в ходе своего развития определил будущую правовую систему европейских стран. Взятые в качестве примера судебные процессы Англии, Франции и Германии, несмотря на некоторые различия, в основном имеют общую структуру, цели, методы (ордалии и т.д.) кроме того, их объединяет присущая им рецепция римского права. Изучение европейского судопроизводства в средних веках помогает оценить его влияние на судебный процесс современности. Умение увидеть эволюцию судопроизводства на фоне таких исторических процессов, как переход от феодализма к капитализму, а значит и «капитализацию» судебного процесса, помогает разобраться в причинах и последствиях данных изменений, учитывать предыдущие ошибки и развивать наиболее удачные способы ведения суда.
2.1 Анализ нормативно-правовых актов
Законы Ману
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Право собственности. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в государстве. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. В законах Ману говорится, что если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая».
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если не собственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.
В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.
Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.
Упоминается в законах Ману договор дарения.
Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенные с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.
Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.