Суды общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Верховный суд 5
Глава 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 7
Глава 3. Районный суд 9
Глава 4. Военные суды 11
Заключение 13

Файлы: 1 файл

Суды общей юрисдикции.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

Судебная система РФ

Тема:

Суды общей юрисдикции

   

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

3115

 группы

Быков Лев Александрович

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

к.ю.н., доцент

ученая степень, звание

Беспечный Олег Васильевич

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

«               »          

»

 

2012г.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Верховный суд 5

Глава 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 7

Глава 3. Районный суд 9

Глава 4. Военные суды 11

Заключение 13

 

 

Введение

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Основным условием организации  системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта  задача может быть решена установлением  принципа создания и упразднения  судов исключительно путем изменения  Конституции РФ для высших судов  и путем изменения федеральных  законов для других федеральных  судов. Новым и перспективным  для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на наш  взгляд, является законодательное утверждение  допустимости создания федеральных  специализированных судов общей  юрисдикции для рассмотрения гражданских  и уголовных дел.

Определяя общие контуры организации  системы судов, Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" имеет своей задачей  укрепление независимости судей, обеспечение  стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией  устойчивости правового регулирования  основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура  принятия федеральных конституционных  законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Закон о судебной системе служит дальнейшему утверждению концепции  судебной власти, закрепленной в Конституции  РФ. Признание этой концепции и  ее полная реализация являются непременным  условием формирования в России демократического правового государства.

Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает  установление некоторых организационных  механизмов, ликвидирующих пробелы  ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:

установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;

включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;

законодательное закрепление возможности  учреждения специализированных судов;

создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его  местных органов и др.

Наиболее  существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему  Российской Федерации мировых судей. Так, данные о количестве рассмотренных  районными судами в 1998-2001гг. дел об административных правонарушениях  свидетельствуют о возрастании  их числа более чем на 40%. В 1999 г. судьями районных судов единолично рассмотрено более 240 тыс. уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. С принятием нового Уголовно - процессуального и, в будущем, нового Гражданского процессуального  кодексов на рассмотрение мировых судей  может быть передано до 20% уголовных  и до 40% гражданских дел[1] . Учреждение института мировых судей будет способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства.

Реализация установлений Закона о  судебной системе РФ потребует его  подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых  относятся федеральные конституционные  законы о судах общей юрисдикции Российской Федерации, о военных  судах в Российской Федерации; об органах судейского сообщества, Гражданский  процессуальный кодекс.

Таким образом, тема судебной системы  и судов общей юрисдикции в  современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца  и ответчика, только суд может  признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права  граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает  материалы о некоторых видах  административный правонарушений. Никакой  другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

 

Глава 1. Верховный суд

В соответствии со ст. 128 Конституции  РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе  РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации  осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные и специализированные федеральные  суды.

Верховный Суд Российской Федерации  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  федеральным законом, - также и  в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации  является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов  федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным  судам военных округов, флотов, видов  и групп войск. Кроме того, Верховный  Суд Российской Федерации дает разъяснения  по вопросам судебной практики. При  этом полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным  конституционным законом.

Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение  вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно  определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей  юрисдикции.

Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в  окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам  общей юрисдикции, а также в  его праве проверить в порядке  надзора любое дело, рассмотренное  судами общей юрисдикции, включая  дела, рассмотренные военными и специализированными  судами.

Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские  дела, рассмотренные по первой инстанции  областными, военными окружными и  приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным  законом, судебные коллегии рассматривают  уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при  этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы  в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его  состав входят все судьи Верховного Суда. Задачей Пленума является обеспечение  единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений  по вопросам, связанным с применением  судами законодательства. В отличие  от нормативных актов, разъяснения  Пленума не носят обязательного  характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным  конституционным законом (ст. 128 Конституции  РФ).

В связи с тем, что такой закон  до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ  «О судебной системе», процессуального  законодательства РФ и других федеральных  законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

 

Глава 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд  автономного округа

В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Перечисленные в  части 1 ст. 20 суды являются непосредственно  вышестоящими судебными инстанциями  по отношению к районным судам, действующим  на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе  федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов  среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих  субъектов Российской Федерации[2] .

Впредь  до принятия федерального конституционного закона, которым будут установлены  полномочия, порядок образования  и деятельности вышеперечисленных  судов, правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция  РФ, Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР[3] , Уголовно - процессуальный кодекс РФ[4] . При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.

Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие  полномочия. По количественному составу  судей и аппарата суда они различаются  между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению  к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью  этого звена судебной системы. В  свою очередь суды субъектов Федерации  подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного  органа Российской Федерации. Таким  образом, суды среднего звена находятся  в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей  юрисдикции и с возглавляющим  ее вышестоящим судебным органом - Верховным  Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена  входит осуществление всех инстанционных  полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции областной  и равные ему суды рассматривают  гражданские дела, принятые ими к  своему производству, и уголовные  дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все  дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный  суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному  протесту прокурора, а также по частным  жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений  районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет  исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает  направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. На президиум  возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления  судей районных судов, а также  на кассационные определения, вынесенные этим судом.

Информация о работе Суды общей юрисдикции