Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.
Введение 3
Глава 1. Верховный суд 5
Глава 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 7
Глава 3. Районный суд 9
Глава 4. Военные суды 11
Заключение 13
Рассматривая компетенцию
В соответствии со ст. 21 Федерального
конституционного закона «О судебной
системе» районный суд в пределах
своей компетенции
Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы[5] . Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.
При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).
Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.
Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Районный суд рассматривает
апелляционные жалобы и протесты
на не вступившие в законную силу решения
мировых судей. При этом районный
суд как апелляционная
Кроме того, районные суды разрешают
процессуальные вопросы, связанные
с исполнением приговора (например,
освобождение от отбывания наказания
по болезни, условно - досрочное освобождение
и др.), а также возобновлением
дел по вновь открывшимся
Военные суды создаются по территориальному
принципу по месту дислокации войск
и флотов и осуществляют судебную
власть в войсках, органах и формированиях,
где федеральным законом
Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к федеральным судам общей юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г.[6] . Военная служба регламентируется Законами "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г.[7] и "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г.[8] , а также воинскими уставами Вооруженных Сил.
Необходимость военных судов, особенности
их организации и деятельности обусловлены
спецификой Вооруженных Сил как
военной организации, предназначенной
для вооруженной защиты Отечества,
целостности и
Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.
Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:
1) дела о всех преступлениях,
совершенных военнослужащими,
2) дела о всех преступлениях,
совершенных лицами
3) дела о преступлениях против
установленного порядка службы,
совершенных лицами
4) все дела о шпионаже (в том
числе совершенном
5) дела о преступлениях,
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.
Военные суды при производстве уголовных дел рассматривают гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.
Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.
На основании анализа
1) Измененное название - "Судебная
власть" - в новой Конституции
более точно отражает
2) Отрицательным моментом
3) Суды учреждаются Конституцией
и федеральным конституционным
законом. Система судов,
4) В соответствии с действующим
в РФ законодательством по
гражданским, уголовным делам
и делам, возникающим из
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ).
В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ и других федеральных законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.
Возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит.,1993.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
Гражданско-процессуальный кодекс РФ.
Федеральный Закон «О судебной системе в РФ»
Федеральный закон «О военных судах в РФ».
Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г.
Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002.
Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 12. 2001.
Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.
Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2001.
О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001.
Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 103 - 107.
.: Ефимичев С.П. Истина
Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 1997.
Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996. № 4. С. 12 – 26.
Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.
Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -М.: Юрид. лит.,1994.
Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы М.: Юрид. лит.,1994.
Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество",1993.
Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.
[2] Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.
[3] ГПК. М., 1999.
[4] УПК РФ. М., 2002.
[5] Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996. № 4. С. 12 – 26
[6] СЗ РФ, 1996, № 23, ст. 5685.
[7] ВВС РФ, 1993, № 9, ст. 499.
[8] ВВС РФ, 1993, № 6, ст. 344.