Суды общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Верховный суд 5
Глава 2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа 7
Глава 3. Районный суд 9
Глава 4. Военные суды 11
Заключение 13

Файлы: 1 файл

Суды общей юрисдикции.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

Рассматривая компетенцию судов  среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями  ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной  инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения  о принятии новых законов, об изменении  либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

 

Глава 3. Районный суд

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным  конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и  то обстоятельство, что судьи районного  суда избирались жителями района. С  изменением порядка наделения судей  полномочиями отпало основание для  такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район  и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу  приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с  административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции  судебной реформы[5] . Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции  в судебных округах, не совпадающих  с административно - территориальным  делением, выводились бы из-под влияния  местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло  создать специализированные составы  для рассмотрения определенных категорий  дел (несовершеннолетних, трудовых и  др.). Практическая возможность устранить  какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит  к подсудности районных судов  все гражданские дела, подавляющее  большинство уголовных дел и  ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе  РФ районный суд является непосредственно  вышестоящей инстанцией по отношению  к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного  района.

Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения  мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция  вправе непосредственно исследовать  доказательства, а также проверять  обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта  и права. Наделение районного  суда контрольными функциями по отношению  к мировым судьям повышает оперативность  судопроизводства, упрощает порядок  обращения граждан в суд с  жалобой на неправосудное, с их точки  зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают  процессуальные вопросы, связанные  с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания  по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).

 

Глава 4. Военные суды

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная служба. Военные суды в  пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся  к федеральным судам общей  юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена  военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные  войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и  формирования, предусмотренные Федеральным  законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г.[6] . Военная служба регламентируется Законами "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г.[7] и "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г.[8] , а также воинскими уставами Вооруженных Сил.

Необходимость военных судов, особенности  их организации и деятельности обусловлены  спецификой Вооруженных Сил как  военной организации, предназначенной  для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения. Военные суды создаются с учетом структуры  Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск  и флотов. В настоящее время  действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные  суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил  и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Военные суды Российской Федерации, являясь  органами судебной власти в Вооруженных  Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей  компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и  другими российскими законами, а  также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок  несения военной службы.

Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:

1) дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также военнообязанными во время  прохождения ими военных сборов;

2) дела о всех преступлениях,  совершенных лицами офицерского  состава, прапорщиками, мичманами,  сержантами, старшинами, солдатами  и матросами органов Федеральной  службы безопасности;

3) дела о преступлениях против  установленного порядка службы, совершенных лицами начальствующего  состава исправительно - трудовых  учреждений;

4) все дела о шпионаже (в том  числе совершенном гражданскими  лицами);

5) дела о преступлениях, совершенных  лицами, в отношении которых имеется  специальное указание в законодательстве (в частности, военными строителями  военно - строительных отрядов).

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие  суды, военные суды рассматривают  все гражданские и уголовные  дела.

Военные суды при производстве уголовных  дел рассматривают гражданские  иски воинских частей, а также организаций  и граждан о возмещении материального  ущерба, причиненного им преступлениями.

Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях  рассматривается военным судом.

 

Заключение

На основании анализа Конституции  РФ и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно  сделать ряд выводов:

1) Измененное название - "Судебная  власть" - в новой Конституции  более точно отражает назначение  судов и юридическую природу  их деятельности - осуществлять одну  из разновидностей государственной  власти, а именно самостоятельную  судебную власть.

2) Отрицательным моментом нынешнего  названия главы 7 является следующее.  В систему органов судебной  власти оказалась включена прокуратура  (статья 129), что, конечно, не соответствует  роли прокуратуры и ведет к  необоснованному расширению, размыванию  содержания понятия "судебная  власть".

3) Суды учреждаются Конституцией  и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих  в государстве судебную власть, имеет важное политическое и  правовое значение и, как правело,  определяется на конституционном  уровне. Причем если перечень  судов закреплен в Конституции,  то никакие другие суды не  могут быть учреждены при помощи  обычного закона, так как для  этого необходимо изменить Конституцию.

4) В соответствии с действующим  в РФ законодательством по  гражданским, уголовным делам  и делам, возникающим из административных  правонарушений, осуществляют суды  общей юрисдикции: Верховный Суд  РФ, Верховные Суды республик  в составе РФ, краевые, областные  суды, суды автономной области,  автономных округов, Московский  и Санкт-Питербургский городские  суды, районные (городские) народные  суды. Военные суды, включаемые в  федеральную судебную систему,  рассматривают дела о преступлениях  военнослужащих и лиц, приравненных  к ним. В своей деятельности  военные суды руководствуются  тем же законодательством, что  и другие суды, действующие на  территории России.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным  конституционным законом (ст. 128 Конституции  РФ).

В связи с тем, что такой закон  до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ  «О судебной системе», процессуального  законодательства РФ и других федеральных  законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.

Возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся  в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности  правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

 

Список литературы

Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит.,1993.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Федеральный Закон «О судебной системе  в РФ»

Федеральный закон «О военных судах  в РФ».

Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура - как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2002 г.

Сомов С. Развитие института мировых  судей и баланс интересов Федерации  и регионов // Российская юстиция. № 1. 2002.

Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 12. 2001.

Лебедев В. Условия для успешного  завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.

Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2001.

О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2001.

Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка  на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. С. 103 - 107.

.: Ефимичев С.П. Истина рождается  в споре. Размышления в связи  с выходом книги А.Д. Бойкова  и рецензией на нее А.М. Ларина // Журнал российского права. 1998. №  9. С. 137 - 142.

Бойков А.Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и  судебной реформе 1990 - 1996 гг.). М., 1997.

Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996. № 4. С. 12 – 26.

Ефимичев С.П. Судебная реформа  в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.

Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -М.: Юрид. лит.,1994.

Конституция Российской Федерации. Вопросы  и ответы М.: Юрид. лит.,1994.

Судоустройство: Сборник нормативных  документов / Сост. А.П.Рыжаков, А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995.

Хропанюк В.Н. Теория государства  и права: Учебное пособие для  высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество",1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.monax.ru

  • [1] Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2001.

[2] Ефимичев С.П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 1998.

[3] ГПК. М., 1999.

[4] УПК РФ. М., 2002.

[5] Темушкин О.П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1996.  № 4. С. 12 – 26

[6] СЗ РФ, 1996,  № 23, ст. 5685.

[7] ВВС РФ, 1993,  № 9, ст. 499.

[8] ВВС РФ, 1993,  № 6, ст. 344.


Информация о работе Суды общей юрисдикции