Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:04, курсовая работа
Проблема занятости и безработицы - одна из главных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и прежде всего такие факторы как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы.
Введение 3
1. Безработица – понятие, сущность 4
2. Понятия «труд» и «рабочая сила» 8
3. Рынок труда, основные виды 12
4. Модели рынка труда 17
5. Социально-экономическая сущность занятости, её принципы и виды 22
Заключение 31
Список использованной литературы 32
План:
Введение
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Проблема занятости и безработицы - одна из главных в развитии экономики во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и прежде всего такие факторы как уровень преступности, уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
В данной работе будут рассмотрены понятие и сущность безработицы, ее причины и виды, а также такие понятие как рынок труда и занятость населения.
Безработица – это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу.1 Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное.
Трудоспособное население – это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.
Нетрудоспособное (экономически неактивное) население – это все остальные категории граждан:
1) учащиеся и студенты,
посещающие дневные учебные
2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;
3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;
4) отчаявшиеся найти
работу и прекратившие ее
5) военнослужащие срочной службы;
6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на принудительном излечении;
7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы).
Одним из признаков макроэкономической нестабильности считается безработица.
Экономисты выделяют следующие виды безработицы:
1) циклическая безработица.
Один из самых первых и
2) фрикционная безработица.
Явно менее негативный вид
безработицы, который связан с
так называемым положением «
3) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных институтов. Например, государство может выплачивать немалые социальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, направленная на постоянное увеличение заработной платы, делает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;
4) структурная (технологическая)
безработица. Данный вид
5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (обслуживание летних курортов);
6) частичная безработица возникает на предприятиях, которые вынуждены перейти на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;
7) скрытая безработица включает в себя людей, которые формально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один работник, делают два, а то и три человека.
Для более конкретной характеристики безработицы в экономической теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, полная занятость.
Уровень безработицы
– это отношение числа
где U – число безработных;
L – численность рабочей силы;
Ru – уровень безработицы.
Естественный уровень безработицы – это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5–6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.
Полная занятость – это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5–6%).
Кроме того, необходимо различать
численность безработных, зарегистрированных
на биржах труда (в службах занятости)
и общую численность
Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:
1) развитие современных
технологий, появление нового оборудования,
машин приводят к
2) сокращение управленческого аппарата;
3) экономический спад,
в результате которого
4) структурные сдвиги
в экономике, приводящие к
5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).
Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.
Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1 : 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.3
Но существуют и другие негативные последствия безработицы:
1) снижение уровня
жизни не только самого
2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;
3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний;
Безработица нуждается
в государственном
1) теория Кейнса состоит
в том, что причиной
2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:
а) регулирование уровня
и продолжительности
б) гарантии материальной и социальной поддержки:
– выплата пособий по безработице;
– предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия;
– выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.
Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.
Труд – это важнейшая качественная характеристика любого производственного процесса. От качества труда зависит качество произведенной продукции и спрос на нее. Это особенно важно, когда фирма ведет неценовую конкурентную борьбу.4
Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика и социология труда. Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.5
В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы Советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность I и II групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (MOT).
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные границы и
Так, в первой пятилетке (1929–1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933–1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста — 16 лет.
Рабочая сила определяется как специфический товар, который непосредственно служит первоисточником производства товаров и услуг, поскольку способствует наилучшей организации ведения хозяйственной деятельности. Количество рабочей силы определяют такие понятия как занятость и безработица, и именно они характеризуют экономическую ситуацию в стране. Рабочая сила – это люди, вовлеченные в производство, с одной стороны, и совокупность способностей человека – с другой. Качество товара «рабочая сила» показывает степень эффективности рыночной экономики, насколько она конкурентна в этом отношении. С одной стороны, рабочая сила – это количественная характеристика трудового потенциала фирмы или предприятия, т. е. число людей определенного возраста и уровня образования и квалификации. С другой стороны, рабочая сила представлена комплексом всех способностей и навыков рабочего, которые он применяет для осуществления своей деятельности. Получается, что для принадлежности к определенной сфере или роду деятельности, человек должен как минимум обладать опытом, профессионализмом и определенными теоретическими знаниями.