Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:50, контрольная работа
Цель работы – изучить сущность, цели и задачи государственной службы на основе теоретических и законодательных источников, а также выявить проблемы, которые возникают в практике реализации законодательства о государственной службе.
Для достижения данной цели я поставили следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники, и на их основе определить понятие государственной службы, а также ее цели и задачи;
- кратко охарактеризовать законодательство о государственной службе;
- выявить проблемы применения законодательства о государственной службе на практике.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и юридическая природа государственной службы. Цели и задачи государственной службы…………………………………………………………4
2. Законодательство о государственной службе……………………………….10
3. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе…………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и
юридическая природа
2. Законодательство
о государственной службе………………
3. Практика применения
законодательства о государственной
гражданской службе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве.
Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
Этими причинами объясняется актуальность темы данной работы.
Цель работы – изучить сущность, цели и задачи государственной службы на основе теоретических и законодательных источников, а также выявить проблемы, которые возникают в практике реализации законодательства о государственной службе.
Для достижения данной цели я поставили следующие задачи:
- проанализировать теоретические источники, и на их основе определить понятие государственной службы, а также ее цели и задачи;
- кратко охарактеризовать
законодательство о
- выявить проблемы
применения законодательства о
государственной службе на прак
1. Понятие и
юридическая природа
На сегодняшний день в правовой литературе нет единого подхода к пониманию сущности государственной службы. Данная проблема осложняется тем, что неоднократно, на разных этапах развития нашего государства менялись представления о понятии и значении государственной службы, ее принципах и «границах».
В дореволюционной России государственная служба рассматривалась в различных аспектах. А.Д. Градовский подчеркивал связь государственной службы с такой категорией как государственная должность и определял государственную службу как «юридическое отношение, возникающее для данного лица, вследствие принятия им определенной государственной должности»1.
Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов посредством которых административные структуры выполняли возложенные на них функции2. В данном определении государственная служба понимается, говоря современным языком, в функциональном смысле, как определенный вид деятельности служащих.
Наиболее универсальное
определение государственной
Один из основоположников науки советского административного права С.С. Студеникин определял государственную службу как «отношение того или иного лица к государству, в силу которого это лицо получает полномочия осуществлять в той или иной форме государственные функции»4.
Данное определение
государственной службы довольно близко
по своей сути пониманию государственной
службы в царской России. Необходимо
отметить, что хотя в советский период
даже не упоминалось о публично-правовой
природе государственной службы (в силу
понятных и очевидных причин), однако ведущие
советские административисты, вслед за
С.С. Студеникиным, отстаивали государственно-
Классическим
в советской административно-пр
Таким образом,
можно говорить о том, что между
публично-правовым пониманием государственной
службы, сложившимся в дореволюционной
России, и государственно-
Как уже отмечалось, в процессе деятельности государственных служащих, не относящихся к должностным лицам, постоянно возникают отношения, суть которых сводится к «обеспечению исполнения» полномочий государственных органов или вышестоящих должностных лиц. Полномочия большинства государственных служащих ограничиваются подготовкой, анализом эффективности, контролем за принимаемыми решениями. Такого рода отношения не выходят за пределы какого-либо государственного органа, следовательно, могут быть отнесены к так называемым «внутренним» отношениям, однако их нельзя отнести к внутриорганизационным, аппаратным отношениям. Представляется, что данный вид правоотношений также находится вне рамок действия законодательства о государственной службе.
Более удачной, на мой взгляд, является классификация государственно-служебных отношений, предложенная профессором В.М. Манохиным. Он выделяет следующие группы правоотношений:
1) отношения, складывающиеся в ходе организации государственной службы;
2) отношения, складывающиеся в процессе практического осуществления государственной службы6.
При этом, к первой группе В.М. Манохин относит как внутриорганизационные, аппаратные отношения, так и отношения, связанные с деятельностью государства по управлению и обеспечению организации государственной службы.
Ко второй группе
государственно-служебных
Необходимо еще раз обратить внимание на то, что фактически, действующий федеральное законодательство, законы субъектов Российской Федерации направлены на регулирование лишь первой группы общественных отношений. В этой связи представляется целесообразным рассматривать государственно-служебные правоотношения в различных аспектах.
В широком смысле
к государственно-служебным
Как уже отмечалось, в отечественной юридической литературе по сегодняшний день идет спор о правоотраслевой принадлежности этой группы государственно-служебных отношений.
Кроме уже упоминавшихся принципиальных разногласий при рассмотрении вопроса о понятии государственной службы, отсутствовал единый подход и к вопросу о месте правового института государственной службы в системе советского права. Один из основоположников «наемно-трудовой модели» государственной службы А.Е. Пашерстник и его последователи рассматривали государственную службу как институт трудового права. С.С. Студеникин, как и большая часть советских ученых-административистов, включал институт государственной службы в общую часть административного права.
Специалисты в области трудового права утверждают, что по своей сущности (характеру) внутриорганизационные государственно-служебные отношения являются не чем иным, как трудовыми правоотношениями. Они отвечают всем признакам, характеризующим такие правоотношения: вхождение в штат государственного органа, выполнение определенной трудовой функции, то есть работы (службы) по определенной должности, специальности и квалификации, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, включающего, в частности, и подчинение распоряжением и указаниям начальников (администрации) и др.
Однако, следует отметить, что в теории права разграничение отраслей права, а следовательно и определение правоотраслевой принадлежности правовых институтов и норм, производится на основе двух признаков: предмета и метода правового регулирования. В.А. Юсупов относит правовые институты, обеспечивающие и закрепляющие принципы государственной службы, порядок ее прохождения, должностные права и обязанности служащих, их аттестацию к административно-правовым институтам, так как они характеризуются двумя признаками: однородностью регулируемых ими общественных отношений и специфическим проявлением административно-правового метода воздействия на эту группу социальных связей8.
Институт государственной службы относится к числу комплексных правовых институтов, который включает в себя (естественно на основе однородности регулируемых отношений) нормы различных отраслей российского права. Государственно-служебные отношения регулируются публичном правом – конституционном, административным, финансовым, уголовным. Нормы частного права – преимущественного трудового – применяются в этих отношениях субсидиарно и временно.
Основной целью государственной службы является практическое осуществление Конституции и законов государства.
2. Законодательство о государственной службе
Основополагающее значение для института государственной службы имеют конституционно-правовые нормы. В п. 4 ст. 32 Конституции РФ9 закреплено, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Аналогичная норма содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года10, в соответствии с которым каждый гражданин должен без каких-либо ограничений допускаться в своей стране на общих основаниях равенства к государственной службе (п. «с» ст. 25).
Конституция РФ в п. 4 ст. 32 закрепляет право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, однако не устанавливает каких-либо требований к образованию, опыту работы по соответствующей специальности и т.д., которые необходимы для поступления на государственную службу. Закрепленный в ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации принцип равного доступа к государственной службе означает, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых либо косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, а равно других обстоятельств, не относящихся к уровню их образования и профессиональной подготовленности. Особо хотелось бы подчеркнуть необходимость соблюдения данной конституционной нормы субъектами Российской Федерации. В законах некоторых субъектов Российской Федерации о государственной службе в качестве необходимого условия поступления на государственную службу прямо выдвигается наличие у лица гражданства соответствующей республики либо требование проживания на территории данного субъекта Российской Федерации.
3. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе
Принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сыграло свою положительную роль в становлении государственных институтов и реализации основных реформ в России.
Цели, установленные в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации11, в основном достигнуты. Для развития государственной гражданской службы созданы необходимые правовые, организационные и финансово-экономические основы.
Информация о работе Сущность, цели и задачи государственной службы