Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 17:55, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы. Раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями; выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее
важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовый механизм
- финансовая система общества, главным
звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
Создание нового типа экономики
и проведение структурных реформ, обеспечивающих
повышение качества жизни в условиях,
созданных за последние годы основ рыночной
экономики, требует оценки ресурсного
потенциала в достижении поставленных
целей. Важнейшим показателем, отражающим
как финансовое обеспечение, так и роль
государства в экономике, и взаимодействие
государства и бизнеса, является налоговая
нагрузка и результативность государственных
расходов. Наряду с другими полномочиями
и инструментами экономической политики
бюджетная политика является основным
инструментом достижения намеченного
результата.
В настоящее время «Государственный бюджет и бюджетный
дефицит» является существенной проблемой
практически для всех стран мира - развитых,
развивающихся, с переходной экономикой,
различного общественного строя. Именно
поэтому важнейшей задачей экономической
политики государств является поиск оптимального
решения проблем бюджетного дефицита
и государственного долга.
Актуальность темы курсовой
работы заключается в том, что современные
тенденции развития финансовой системы
напрямую связаны с тем переходным периодом,
когда и происходило реформирования финансовой
системы для адаптации к новым условиям.
Изучением вышеупомянутых экономических
явлений занимались такие учёные, как:
Васильева. А.Н., Войтов. В.Г., Фишер С., Дорнбуш
Р., и др.
Целью курсовой работы является
анализ государственного бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы
общества, основных черт бюджетной системы. Раскрытие
понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их
анализ и возможные способы управления
этими показателями; выявления наиболее
значительных проблем в функционировании
бюджетного механизма и рассмотрение
возможных путей их решения на примере
государственного бюджета (бюджетной
системы и бюджетного процесса) Российской
Федерации.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть особенности
формирования государственного бюджета
в экономике;
2) Сформировать понятие, определить виды бюджетного
дефицита в современной экономике;
3) Раскрыть механизм и проанализировать
способы финансирования бюджетного дефицита
в российской экономике.
4) Сравнить государственный
бюджет Республики Башкортостан.
Объектом курсовой работы является
социально-экономическая значимость бюджета
и проблема бюджетного дефицита.
Предметом курсовой работы
является бюджетный дефицит и государственный
долг. Государственный бюджет как
часть финансовой системы требует постоянного
изучения и анализа.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность государственного
бюджета и его функции
Бюджет является центральным
звеном финансовой системы государства.
С его помощью могут осуществляться цели
и задачи, обусловленные экономической
политикой. При этом значение государственного
регулирования трудно переоценить. Существуют
основные категории, входящие в бюджет
любого государства – это налоги, займы,
расходы, которые всегда остаются неизменными.
Государственный бюджет – роспись
денежных доходов и расходов государства,
которая представляет собой основной
финансовый план государства на текущий
год и имеет силу закона.
Бюджет утверждается законодательными
органами власти – парламентами, а в России
– Федеральным собранием. По материальному
содержанию государственный бюджет –
это централизованный фонд денежных средств
государства; по социально-экономической
сущности – это основное средство перераспределения
национального дохода и других макроэкономических
результатов общественного производства
для реализации социальных задач общества.
Государственный бюджет охватывает
совокупность бюджетных отношений по
формированию и использованию бюджетного
фонда страны.1
Бюджетные отношения характеризуют, в свою очередь,
финансовые отношения, возникающие между
государством, предприятиями, учреждениями
и населением и связанные с формированием
и использованием централизованного фонда
денежных средств, предназначенного для
совместного потребления. Бюджетные отношения
характеризуются многосторонностью в
силу того, что опосредуют разные направления
распределительного процесса (финансовых
связей между секторами экономики, сферами
общественной деятельности, отраслями
народного хозяйства, территориями страны)
и охватывают все уровни хозяйствования
(федеральный, республиканский, местный).
Бюджетные отношения зависят от методов
ведения хозяйства, социально-культурного
развития страны, от финансовой политики
государства. Необходимость в таких отношениях
связана с тем, что в руках государства
концентрируется определенная доля национального
дохода (отчисления в виде налогов и платежей
с доходов), которая должна быть распределена
для нужд воспроизводства всего общества,
для решения общественных задач, таких
как управление, оборона, социально-культурное
развитие. В процессе функционирования
бюджетные отношения овеществляются в
бюджетном фонде страны, величина которого
зависит от потребностей общества в развитии
тех или иных отраслей народного хозяйства,
структурных сдвигов в экономике.
По своей экономической сущности
государственный бюджет отражает денежные
отношения, которые складываются у государства
с юридическими лицами и населением.2 Они заключаются в перераспределении
национального дохода в связи с образованием
и использованием средств: для финансирования
хозяйства, осуществления социальной
политики, развития науки, культуры, образования,
обеспечения обороны страны и управления
обществом.
Особенностью этого звена финансовой
системы является то, что бюджет связан
с обособлением части национального дохода
в виде налогов и платежей в руках государства
и ее использованием в общественных целях.
Государственный бюджет, в отличие от
финансовой системы в целом, перераспределяет
лишь имеющуюся у него часть национального
дохода (а не все национальное богатство)
между отраслями, территориями, сферами
общественной деятельности в пропорциях,
определяемых в первую очередь потребностями
воспроизводства в целом и финансовой
политикой государства.
Государственный бюджет следует
рассматривать как средство реализации
финансовых функций государства. Благодаря
бюджетным отношениям происходит сосредоточение
денежных средств в руках государства
и их использование для выполнения государством
своих функций.
Государственный бюджет выполняет
следующие функции:
1)распределительную;
2)социальную;
3)контрольную.
Распределительная функция бюджета проявляется через
формирование и использование централизованных
фондов денежных средств по уровням государственной
и территориальной власти и управления.
В развитых странах через бюджеты разных
уровней перераспределяется до 50% ВВП.
С помощью бюджета государство регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя бюджетные средства
на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя, таким образом, экономические
отношения, государство способно целенаправленно
усиливать или сдерживать темпы роста
производства, ускорять или ослаблять
рост капиталов и частных сбережений,
изменять структуру спроса и потребления.
В этом проявляется стимулирующая функция
бюджета.
Социальная функция бюджета
состоит в аккумуляции средств в бюджете
и использовании их на осуществление социальных
программ, направленных на развитие здравоохранения,
культуры, образования, поддержку малоимущих.
Контрольная функция бюджета позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение государства,
как складываются пропорции в распределении
средств, как они используются. Бюджет
отображает экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики, благодаря
чему становится видно, откуда, в каких
размерах поступают средства
Проявление функций государственного
бюджета находит свое отражение в создаваемом
государством бюджетном механизме, являющемся
реальным воплощением бюджетной политики,
и отражает конкретную нацеленность бюджетных
отношений на решение экономических и
социальных задач.
1.2 Бюджетная политика
Бюджетная политика – это совокупность
принимаемых решений, осуществляемых
органами законодательной (представительной)
и исполнительной власти, связанных с
определением основных направлений развития
бюджетных отношений и выработкой конкретных
путей их использования в интересах граждан,
общества и государства.
Бюджетная политика является
частью финансовой политики государства
и как таковая выступает средством осуществления
экономической и социальной политики
государства3.
Разработка бюджетной политики
начинается с определения концептуальных
основ развития бюджета, установления
его роли в общественном воспроизводстве
на соответствующем временном этапе. Затем
формируются цели и задачи бюджетной политики,
определяемые исходя из основных направлений
использования бюджетных отношений в
интересах граждан, общества и государства.
На завершающем этапе бюджетной политики
должны вырабатываться конкретные пути
решения поставленных целей и задач, позволяющие
реализовать основные направления использования
бюджетных отношений на том или ином отрезке
времени.
Функциональный аспект бюджетной
политики включает:
1) политику в области доходов
бюджета (фискальную);
2) политику в области расходов
бюджета;
3) политику в области расходов
бюджета; политику в области обеспечения
сбалансированности бюджета;
4) политику эффективного управления
государственным, муниципальным долгом;
5) политику в области межбюджетных
отношений.
Временной аспект бюджетной
политики состоит из бюджетной стратегии,
рассчитанной на перспективу, и бюджетной
тактики, ориентированной на проведение
мероприятий в конкретном финансовом
периоде.
Бюджетная политика осуществляется
как на государственном, так и на субфедеральном
(региональном) и муниципальном уровнях.
Без самостоятельной, продуманной и результативной
бюджетной политики не может быть обеспечена
финансово-бюджетная самостоятельность
ни государственного, ни территориального,
ни муниципального образований.
Основу бюджетной политики
составляют стратегические направления
экономической и социальной политики
государства. Именно они определяют размеры
и пропорции централизуемых государством
финансовых ресурсов, перспективы использования
бюджетных средств в интересах решения
главных социальных и экономических задач
государства. В условиях рынка бюджетная
политика – главный рычаг определения
основных направлений экономического
воздействия государства на общественное
производство.
Главное требование для обеспечения
эффективности бюджетной политики – научный
подход к ее разработке, учитывающий реальное
состояние экономики, финансов и бюджетной
системы страны.
Результативность бюджетной
политики во многом зависит также от соблюдения
двух условий:
1) политической стабильности
в стране;
2) высокого уровня профессионализма
работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики
участвуют законодательные (представительные)
и исполнительные органы власти. Специфика
конституционного строя современной России
обусловила то, что приоритет в разработке
бюджетной политики принадлежит Президенту
РФ.
Инструментами реализации бюджетной
политики выступают бюджетное право и
бюджетный механизм.
1.3 Бюджетное устройство
в Республике Башкортостан
Бюджетное устройство
представляет собой совокупность таких
элементов как организация и принципы
построения бюджетной системы, бюджетного
процесса, взаимоотношения между многочисленными
видами бюджетов, совокупность бюджетных
прав.
Вообще, в разных странах
мира бюджетное устройство отличается
особенностями в зависимости от государственного
устройства, территориально-административного
деления, уровня развития экономики и
других специфических черт конкретного
государства4.
Бюджетная система,
представляющая собой основанную на экономических
отношениях и правовых нормах совокупность
бюджетов отдельных административно-территориальных
образований каждого государства, занимает
главное место в бюджетном устройстве.
Бюджетные системы разных стран отличаются
своей структурой, количеством отдельных
видов бюджетов, ибо во многом зависят
от их государственного устройства и ее
территориального деления.
В настоящее время
бюджетная система Республики Башкортостан
включает в себя республиканский бюджет,
бюджет г. Уфы и местные бюджеты. Наша бюджетная
система основывается на принципах единства,
самостоятельности всех бюджетов, их полноты,
реальности и гласности.
Принцип единства означает
сосредоточение в госбюджете всех производимых
расходов и получаемых доходов; государство
должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает
установление более эффективного контроля
за финансами со стороны законодательных
органов. Требование единства дополняется
принципом полноты, что предполагает учет
по каждой статье всех затрат и поступлений.
Принцип правдивости
и реальности направлен против фальсификации
бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных
статей расходов.
Принцип гласности
обязывает правительство публиковать
бюджет, его основные расходы и источники
доходов.
Таким образом, все
принципы построения бюджетной системы
взаимосвязаны и дополняют друг друга,
они нашли свое правовое отражение в Конституции
нашей республики и специальных законах:
« О бюджетной системе РБ» и некоторых
других законодательных актах.5