Внешнее финансирование бюджетного
дефицита оказывается инфляционным, чем
его монетизация, так как предложение
товаров на внутреннем рынке увеличивается
в той мере, в какой внешние займы способствуют
расширению импорта11.
При этом, чем более открытой
является переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в меньшей
степени внешнее долговое финансирование
окажется инфляционным, но тем сильнее
будет его воздействие на платежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников
для финансирования бюджетного дефицита
может оказаться относительно привлекательным
вариантом для переходных экономик в тех
случаях, когда:
1) удается организовать концессионное
финансирование;
2) на внутреннем рынке ощущается
дефицит капитала при высокой внутренней
норме прибыли;
3) торговый баланс относительно
благополучен при наличии благоприятных
перспектив расширения рынка;
4) первоначальные размеры внешнего
долга незначительны;
5) первоочередной задачей макроэкономической
политики является снижение вероятной
инфляции.
2.3. Государственный
долг
Использование в качестве
займов денежных средств, получаемых от
населения, предприятий, кредитных организаций,
приводит к необходимости выплатить в
будущем кредитору определенную сумму
денег, что приводит к раскручиванию спирали,
увеличивая при погашении займа и выплате
процентов и без того большой дефицит.
Прибегая к таким займам, государство
накапливает свой долг, называемый государственным
долгом. Государственный долг – это бремя,
осложняющее нормальное функционирование
экономики. Рост государственного долга
сокращает запас капитала в экономике,
так как владелец сбережений вместо инвестирования
их в экономику посредством покупки акций
промышленных компаний или кредитования
для расширения капитала приобретает
облигации, финансируя государство.
Если сбережения не
увеличиваются, то наличие государственного
долга снижает долю акционерного капитала
относительно его потенциальной величины.
В силу того, что в экономике предполагается
равенство инвестиций и сбережений, снижение
сбережений приводит к снижению инвестиций,
а, следовательно, к снижению уровня ВВП
и соответственно уровня жизни населения
в будущем. Процентные выплаты государства
по этому долгу растут, государство повышает
налоги, что приводит опять-таки к снижению
ВВП либо к увеличению дальнейшего долга.
В этих условиях государство
не может справиться со своими обязательствами
и прибегает к реструктуризации
долга, под которой понимается погашение
долговых обязательств с одновременным
осуществлением заимствований (принятием
на себя других долговых обязательств)
в объемах погашаемых долговых обязательств
с установлением иных условий обслуживания
долговых обязательств и сроков их погашения.
Такая реструктуризация может быть осуществлена
с частичным списанием (сокращением) суммы
основного долга.
Последствия превращения
бюджетного дефицита в государственный
долг: обращение к банковским структурам
за кредитом увеличивает спрос на деньги
и соответственно удорожает кредит, что
оборачивается повышением цен и угнетением
инвестиций. При обращении к внешнему
долгу по истечении срока кредита происходит
утечка национального дохода за границу,
т. к. кредит надо возвращать и выплачивать
по нему проценты.
Постоянное использование
займов для покрытия дефицита государственного
бюджета чревато ростом стоимости обслуживания
государственного долга и сокращением
сбережений населения. Все это создает
серьезные препятствия для частных инвестиций.12
Жизнь страны, обремененная
внешним и внутренним долгами, требует
грамотной стратегии и умелого использования
кредитных средств в выборе наилучшего
варианта экономического развития. Управление
государственным долгом включает следующие
меры:
а) эффективное использование
средств заимствования;
б) поиск средств для
выплаты долга;
в) нейтрализацию негативных
последствий государственного долга.
Во многих странах
существуют специальные службы по управлению
государственным долгом. Их задача – не
допустить превышения долга над ВВП более
чем в 2,5 раза, что позволяет избежать долговой
ловушки, при которой все усилия страны
будут направлены лишь на погашение долга.
Эффективное использование
средств заимствования предполагает направление
их в проекты с доходностью, превышающей
не только сумму долга, но и выплат по нему
процента. Величина процента становится
минимальным критерием эффективности
использования заемных средств.
Решение проблемы
включает несколько тактических
направлений: отказ от долга или
части его; использование новых
заимствований для выплаты прежних
долгов; пролонгирование долга; его конверсия;
продажа безнадежных долгов.
Отказ от долгов считается неразумной
мерой, т. к. подрывает репутацию государства.
В последующем оно уже не сможет рассчитывать
на получение кредитов. К использованию
новых заимствований для выплаты старых
долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку
увеличение долга сокращает надежды кредитора
вернуть свои деньги.
Пролонгирование долга предполагает продление
срока выплаты. В этом случае увеличатся
суммы процентов, ибо процент выплачивается
по сумме займа и невыплаченного процента.
Для государства более выгодна переструктуризация
долга, при которой он переводится в ранг
долгосрочных, что не ведет к росту процентных
выплат.
Конверсия долга связана с превращением
его в долгосрочные иностранные инвестиции,
когда в счет долга странам-кредиторам
предлагают купить недвижимость, участвовать
в акционерном капитале и т. д.
Продажа безнадежных
долгов возможна, если страна в прошлом
дала кредит другому государству. Такие
долги продаются со значительной «уценкой».
Преодоление бюджетного
дефицита, прежде всего, должно опираться
на развитие производства, обеспечение
финансовой устойчивости всех отраслей
хозяйства и предприятий всех форм собственности,
активизацию предпринимательства13.
Что касается сокращения
расходов бюджета, то оно может быть достигнуто
путем изменения направления инвестирования
бюджетных средств, использования только
целевых финансовых льгот и санкций, которые
позволяют учитывать условия различных
производителей. Важными путями уменьшения
расходов являются сокращение избыточных
военных и других затрат, финансирование
лишь важнейших социальных программ, недопущение
осуществления за счет бюджета мероприятий,
не имеющих реальной финансовой базы.
Не исключается привлечение в страну иностранного
капитала в целях модернизации производства,
снижения затрат и сокращения на этой
основе бюджетных расходов. Сокращение расходов
госбюджета не всегда выполнимо, т. к. оно
может усилить спад в экономике и спровоцировать
социальную напряженность.
Таким образом, мы рассмотрели
проблемы бюджетного дефицита. Бюджетный
дефицит относится к негативным экономическим
категориям типа инфляции, кризиса, безработицы,
которые являются, однако, неотъемлемыми
элементами экономической системы. В переходных
экономиках монетизация дефицита государственного
бюджета обычно используется в тех случаях,
когда имеется значительный внешний долг
В третьей главе нами
будет рассмотрено анализ государственного
бюджета Российской Федерации на 2012-2014
годы.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012-2014 ГГ
3.1 Анализ доходов государственного
бюджета
В соответствии с утвержденным
Федеральным законом Российской Федерации
«О федеральном бюджете на 2012 год и на
плановый период 2013 и 2014 годов» общий объем
доходов 2012 года по сравнению с доходами,
утвержденными федеральным законом РФ
на 2011 год вырастет на 5,9% и составит 11 779
855 206 тыс. рублей. Планируется, что доходы
федерального бюджета в 2013 году вырастут
на 7,8% по отношению к доходам 2012 года, а
доходы 2014 года по отношению к 2013 вырастут
на 10,9%. Отношение доходов к валовому внутреннему
продукту (ВВП) по прогнозам правительства
будет довольно стабильным по сравнению
с предыдущими годами и будет колебаться
в районе 19-20%. Из анализа структуры доходов
федерального бюджета на 2011-2014 годы, представленной
в приложении 1, следует, что данный рост
планируется получить за счет роста поступлений
от налога на добавленную стоимость (НДС).
Учитывая, что прогноз по росту ВВП значительно
ниже прогнозов по росту поступлений от
НДС, можно сделать вывод, что в 2013-2014 годах
Правительство РФ планирует увеличение
ставки налога на добавленную стоимость.
Наиболее значимыми для федерального
бюджета являются следующие виды доходов:
Доходы от внешнеэкономической
деятельности в 2012 году составят 4 474 343
737 тыс. рублей (или 38% всех доходов бюджета).
Статистика предыдущих лет показывает,
что большую часть от них составляют вывозные
таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты
и газ. Они составляют более 75% от всех
внешнеэкономических поступлений.
Налоги на товары, работы и услуги
дают государству 2 218 397 542 тыс. рублей (19%
доходов бюджета). Большая часть в структуре
этих налогов (около 90%) составляет налог
на добавленную стоимость (НДС).
Третья главная составляющая
российского бюджета это налоги на добычу
полезных ископаемых (НДПИ). Они составят
в текущем году 2 113 120 361 тыс. рублей (18% доходов
бюджета). Основную долю НДПИ составляет
налог на добычу нефти (свыше 90%).
Таким образом, можно сделать
вывод, что основную долю доходов государственный
бюджет Российской Федерации получает
от продажи нефти и нефтепродуктов.
3.2 Анализ расходов государственного
бюджета
Как видно из таблицы 1, находящейся
в приложении 2, расходы государственного
бюджета увеличатся по сравнению с 2011
годом на 8,7%, и составят 12 656 443 993,1 тыс. рублей.
Основную долю расходов государственного
бюджета составят расходы на национальную
оборону, национальную безопасность, национальную
экономику и на социальную политику. Они
составят 943 млрд.руб., 1365 млрд.руб., 1744,4
млрд.руб., и 3899 млрд.руб. соответственно.
Помимо выделенных направлений расходов
государственного бюджета РФ, можно также
выделить расходы на здравоохранение,
образование и прочие расходы. Эти расходы
являются наиболее существенными для
бюджета страны.
Планируется снижение затрат
бюджета на национальную экономику примерно
на 8% до 1 653 млрд. рублей к 2014 году. Одновременно
отмечаются значительное снижение затрат
государственного бюджета на образование,
культуру, здравоохранение, физкультуру
и спорт и особенно на ЖКХ. Как говорят
эксперты ООО «ФБК» («Финансовые и бухгалтерские
консультанты»), за три года расходы на
оборону вырастут с 13,9% до 18,8%, а на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность
- с 11,3% до 14,2%. При этом расходы, связанные
с инвестициями в человеческий капитал,
достигнув пика в преддверии выборов,
затем начнут уменьшаться. «Доля расходов
на образование, достигнув 5,1% в 2011 году,
резко снизится в 2014 году - до 3,4% от всех
расходов федерального бюджета. То же
самое происходит с расходами на здравоохранение:
максимум придется на 2011 год - 4,6%, а к 2014
году их доля упадет до 3,2%». Траты государства
на ЖКХ сократятся с 2,1% до 0,5%.
3.3 Анализ бюджетного дефицита
Бюджет на 2012 год утвержден
с дефицитом, равным 876 588 787,1 тыс. рублей.
В 2013 году дефицит федерального бюджета
прогнозируется в размере 1024,7 млрд. рублей,
что примерно на 17% больше, чем в 2012 году.
А в 2014 году бюджетный дефицит уменьшится
примерно на 52% и составит 491,1 млрд. рублей.
С учетом прогноза ВВП в 2012-2014
годах, приведенном в Федеральном законе
от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов»14, можно рассчитать, что дефицит
федерального бюджета составит в 2012 году
- 1,5%, в 2013 - 1,6% и в 2014 - 0,7% к ВВП.
Прогнозируемый уровень инфляции
в Российской Федерации в 2012г. должен составить
не более 6,0%, в 2013г. - не более 5,5%, а в 2014г.
- не более 5,0%.
Приведенные выше данные позволяют
сделать вывод, что бюджетный дефицит
Российской Федерации значительно ниже
уровня инфляции и находится на допустимом
уровне по отношению к ВВП.
Федеральным законом от 30.11.2011
№ 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено,
что, главным образом, дефицит федерального
бюджета в 2012-2014 годах будет финансироваться
за счет внутренних источников финансирования,
а именно за счет разницы между средствами,
поступившими от размещения, и средствами,
направленными на погашение, государственных
ценных бумаг, выраженных в Российских
рублях.
Таким образом в 2012 году источники
внешнего финансирования бюджетного дефицита
страны имеют отрицательное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет, объединяет в себе основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы), является
ведущим звеном финансовой системы любого
государства и играет как важную экономическую,
так и политическую роль в любом современном
обществе.
Бюджетный дефицит играет ключевую
роль в механизме развития инфляционных
процессов, разрушающих экономику страны,
а также его ведущую роль в системе показателей
экономической безопасности страны. Политика
в области финансирования бюджетного
дефицита должна основываться на использовании
внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным Банком, повышение
эффективности рынка ГЦБ и совершенствование
механизма управления внутренним долгом.
Главной же целью совершенствования
бюджетной политики государства должно
быть усиление ее стимулирующей функции
для перехода экономики страны в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет
роль регулятора с отрицательной обратной
связью, а потому должен играть ведущую
роль в системе показателей экономической
безопасности Российской Федерации. Однако
хочу отметить, что в тоже время, сам по
себе дефицит бюджета может не быть чем-то
чрезвычайно негативным для развития
экономики и динамики жизненного уровня
населения. Даже самые экономически развитые
страны, как правило, постоянно имеют дефицитный
бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин
его возникновения и направлений расходов
государственных денежных средств. Если
финансовые средства, составляющие превышение
расходов над доходами, направляются на
развитие экономики, используются для
развития приоритетных отраслей, т. е.
используются эффективно, то в будущем
рост производства и прибыли в них с лихвой
возместят произведенные затраты и общество
в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой
программы экономического развития, а
превышение расходов над доходами допускает
с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного
производства, то бюджетный дефицит неизбежно
приведет к росту отрицательных моментов
в развитии экономики, главным из которых
является усиление инфляционных процессов.