Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:42, курсовая работа
Право – одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимании отражаются представления людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, постольку меняются и будут меняться представления о праве.
Введение 3
1.
Понятие и сущность права
6
2.
Социальное назначение и функции права
12
3.
Характеристика основных концепций правопонимания
19
Заключение 27
Список использованных источников
Итак, несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все они имеют ряд общих положений:
Наряду с правом в обществе действуют и другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они также играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм. Манов Г.Н. отмечает следующие отличия:
Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым – принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Так, С.С.Алексеев выделяет принципы законности, справедливости, юридического равенства (всеобщности правосубъектности), социальной свободы, социального, гражданского долга, объективной истины, ответственности за вину [2, с.203].
Итак, в мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих понятие и сущность права. Это вполне естественно и понятно, т.к. каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей; или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного вопроса. И, тем не менее, несмотря на такое многообразие учений, можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе.
2. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА
Говоря о понятии и сущности права, нельзя не остановиться и на таких вопросах, как социальное назначение и функции права. Уяснение этих вопросов позволяет понять, почему существует право и какую роль оно играет в общественной жизни.
Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права. Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе – вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса.
Итак, право – это регулятор общественных отношений. Собственно говоря, в этом и заключается социальное назначение права. Общественная жизнь требует урегулированности и порядка. Без этого общество просто не в состоянии существовать и нормально функционировать.
Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом [6, с.129].
Урегулированность и порядок на протяжении всей истории человеческого общества поддерживались различными социальными нормами. Сначала это были обычаи. Затем по мере усложнения общественной жизни появляются и другие социальные регуляторы – мораль, корпоративные нормы и т.д. С возникновением государства появляется позитивное право. Государство, придя на смену родоплеменной организации общества и став органом социального управления, перестает довольствоваться теми нормами, которые сложились до его появления. Стремясь подчинить своему влиянию общественную жизнь, оно создает собственный регулятор общественных отношений – позитивное право, вначале приспосабливая для этого отдельные обычаи, а затем устанавливая и собственные правила поведения.
Таким образом, назначение права (позитивного права) состоит в том, чтобы определенным образом, как правило, в интересах государства, регулировать общественные отношения и создавать необходимый в обществе порядок.
Н.А.Пьянов отмечает, что в ряде современных учебников и учебных пособий по теории государства и права можно встретить высказывания о том, что социальное назначение права состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом. По мнению Н.А.Пьянова, такого рода высказывания относятся по большей части к современным демократическим правовым системам, а также к праву будущего, которое со временем станет выразителем и обеспечителем общечеловеческих идеалов и ценностей. Однако подобные высказывания нельзя распространить на многие правовые системы прошлого, тем более на правовые системы недемократических государств [12, с.14].
Назначение позитивного права не следует отождествлять с его ролью в жизни общества. Роль позитивного права не сводится только к регулированию общественных отношений. Регулирование общественных отношений – это главное, что характеризует роль позитивного права в обществе. Вместе с тем позитивное право способно, например, быть критерием оценки поведения людей или являться носителем информации.
Сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях.
Собственно, функции права – это реализация его социального назначения. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.
Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, его назначение и роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно отметить следующее:
Рассматривая вопрос о функциях права, необходимо обратить внимание и на их классификацию. Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические.
Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы –экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называют общесоциальными.
В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную [9, с.112].
Собственно юридические функции права обычно подразделяют на регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. Такое наименование данных функций права прочно утвердилось в отечественной теории государства и права и практически никем не оспаривается.
Э.А.Калинина выделяет, кроме названных, еще и оценочную функцию права. По ее мнению, оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков [5, с.16].
Не следует забывать, что и статическая регулятивная, и динамическая регулятивная, и охранительная функции – это определенные направления одной, единой общесоциальной функции права – регулятивной. Поэтому все эти три функции так или иначе являются регулятивными функциями права, хотя и выполняют различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений.
Статическая регулятивная функция проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах те общественные отношения, которые государство желает урегулировать. Вместе с этими отношениями в нормах закрепляется и весь основной порядок (режим) их регулирования (например, круг возможных участников этих отношений, их юридические права и обязанности, меры юридической ответственности, которые могут быть возложены на правонарушителей и т.д. и т.п.)
Динамическая регулятивная функция говорит о функционировании, действии правовых норм. Нормы права после их установления начинают действовать и упорядочивать конкретные отношения, т.е. приводить их в соответствие с тем порядком, который закреплен в нормах права.
И охранительная функция права выражается в том, что право охраняет регулируемые общественные отношения, предусматривая в своих нормах меры защиты нарушенных прав и свобод, меры юридической ответственности за противоправное поведение, порядок возложения ответственности на правонарушителей и т.п. [12, с.17].
Необходимо отметить, что функции права можно классифицировать и по другим основаниям. Как и функции государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.