Сущность и принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Право – одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимании отражаются представления людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, постольку меняются и будут меняться представления о праве.

Содержание работы

Введение 3
1.
Понятие и сущность права
6
2.
Социальное назначение и функции права
12
3.
Характеристика основных концепций правопонимания
19
Заключение 27
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы права.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

С учетом значимости их можно подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

С учетом сферы распространения функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее, оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства. Например, согласно ст.8 Конституции РБ международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы.

С учетом продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции – это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции – это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические – это функции, которые осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской деятельности). Политические – функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений государства с политическими партиями). Идеологические функции – это функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной деятельности). Социальные функции – это различные направления правового воздействия (регулирования) в области жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические – это функции права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права.

Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

Итак, в реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны – оно выступает инструментом политического господства, а с другой – является инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права – обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ

 

Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятия государства и права и сегодня – одни из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания государства и права, их сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Для любого учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и соответствующего понятия государства) в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной правовой теории. Понятие права - это познанное единство правовой сущности и явления. В понятии права в научно-абстрактном (сжатом и концентрированном) виде содержится определенная теория, теоретико-правовой смысл и содержание определенной концепции (и типа) философии права или юриспруденции.

    Современные учения о сущности права представляют собой конгломерат отдельных концепций, направлений. Многообразие таких учений имеет свои причины:

  • возникновение теорий на различных этапах развития общества, каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях права;
  • связь теории права с разными философскими воззрениями;
  • обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностями формирования правовых систем в той или иной стране;
  • школы и теории могут выражать интересы разных социальных сил, меняются интересы – меняются и взгляды;
  • сложность механизма правого регулирования, который предполагает наличие различных элементов: норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в том числе и судебных, влияние на право и правовое регулирование правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

Поэтому при рассмотрении различных учений о праве, по мнению Калининой Э.А., необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил ученый (субъект правопонимания);
  • результат правопонимания всегда зависит от философских, нравственных, религиозных, идеологических позиций субъекта; 
  • что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления, т.е. его принципы и содержание;
  • устойчивость и долголетие концепции (учения)  [5, с.13-14].

Итак, вопрос о сущности права будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры по этому вопросу продолжаются и по сей день.

Так, например, по мнению В.С.Нерсесянца, при всем многообразии прошлых и современных учений философов и юристов о праве и государстве можно выделить три основных типа (типологически однородные группы, подхода, направления) понимания (и понятия) права и государства – три типа правопонимания и соответствующего понимания (понятия) государства: легистский (позитивистский), естественно-правовой (юснатуралистический) и либертарно-юридический  [10, с.4].

С.С.Алексеев выделяет следующие теории права: теологические учения о праве, естественно-правовая теория, позитивистская, нормативистская, психологическая теории права  [2, с.187-192].

Н.А.Пьянов считает, что всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным типам (концепциям правопонимания):

  1. нормативное правопонимание;
  2. социологическое;
  3. нравственное.

Эти концепции и раскрывают сущность права  [12, с.17-18].

Раскрыть все теории в рамках курсовой работы не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых.

Создатель нормативистской теории права Г.Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало [2, с.192].

Наиболее завершенная форма идеи этой школы права получена в XX в.

С точки зрения нормативного правопонимания право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  1. право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  2. нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  3. нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  4. само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  5. от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что: такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; в-четвертых, обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении [2, с.193-194].

Однако, по мнению Н.А.Пьянова, такое правопонимание обладает и определенными недостатками:

  • Право понимается очень узко – как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
  • Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
  • Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
  • Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
  • Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
  • Этот тип правопонимания недемократичен.
  • С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

Социологическое направление в теории права (К.Левеллин, Г.Паунд, Л.Дюги, Д.Фрэнкс, Е.Эрлих, С.Муромцев и др.) зародилось в середине XIX века и основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии».

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определенную сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т.е. в расчет берется так называемое «живое», действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений.

Если в нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, то в социологическом правопонимании – это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т.е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые. Правовые законы – законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе. Неправовые законы – акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  1. общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  2. теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  3. учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти [2, с.196].

Недостатком социологического правопонимания является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений. Как следствие – особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да – то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США  [12, с.18].

Информация о работе Сущность и принципы права