Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:56, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие законодательной власти;
- изучить законодательную власть в Российской Федерации;
- изучить законодательные органы власти субъектов федерации
Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Понятие и задачи законодательной власти…........................................................4
2 Законодательная власть в РФ……………………………………………………..8
3 Законодательные органы власти субъектов федерации…………….................14
Заключение…………………………………………………………...………...…..23
Список использованных источников……………………………………..............25
Тем не менее, и до момента признания судом нормативного правового акта, содержащим указанные в законе противоречия может пройти значительное время.
Ведь в случаях, когда эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, необходимо сначала обратиться в суд (а на подготовку и обращение в суд требуется время), затем какое-то время потребуется суду для рассмотрения дела и вынесения судебного решения, устанавливающего факт существовании такого противоречия. Кроме того, закон не указывает, кто должен обратиться в суд для установления указанных в п.2 статьи 9 закона противоречий. С моей точки зрения, в законе следует не только четко определить, кто и в какой срок должен обратиться в суд для установления факта противоречия, но и установить ответственность за бездействие. Недостатком является и то, что законом не предусмотрено иных, кроме роспуска законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мер ответственности. Из-за этого получается, что законодательный орган государственной власти субъекта Федерации вправе в любой момент (в том числе и непосредственно перед истечением шестимесячного срока) до принятия высшим должностным лицом субъекта РФ указа (постановления) о роспуске этого органа отменить свой нормативный правовой акт, противоречащий Конституции и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта РФ, внести в него необходимые изменения, и не понести за принятие такого нормативного правового акта, а также промедление с его отменой или изменением, никакой ответственности.9
Это является существенным недостатком и то, что закон не различает депутатов, голосовавших за принятие нормативного правового акта, содержащего указанные противоречия, и депутатов, голосовавших против. Роспуску при соблюдении всех указанных в законе процедур и по истечении указанного срока подлежит законодательный орган государственной власти субъекта Федерации полностью. Во многих случаях, учитывая сложившуюся в субъекте Федерации обстановку, можно с достаточной долей точности предположить, кто сможет одержать победу на выборах и войти в новый состав законодательного органа субъекта Федерации. В связи с этим не должны нести ответственности и рисковать не быть избранным в новый состав законодательного органа депутаты, голосовавшие против принятия нормативного правового акта, который послужил основанием для досрочного прекращения полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации.
Еще хотелось бы сказать о таком варианте развития событий, когда высшее должностное лицо способствует роспуску законодательного органа государственной власти субъекта РФ, налагая вето на принятый нормативно-правовой акт, устраняющий установленный судом противоречия. Слишком по-разному могут складываться отношения между законодательным органом и высшим должностным лицом, и в связи с этим я считаю, что ответственность законодательного органа должна наступать не в случае истечения шестимесячного срока со дня вступления в силу решения суда, а в случае отсутствия действий, направленных на исполнение решения суда. Можно было бы внести в закон изменения, несколько конкретизирующие нормы об ответственности законодательного органа власти субъекта, а также устанавливающие ответственность и высшего должностного лица субъекта РФ за действия, противодействующие исполнению решения суда. То же самое можно было бы установить и для случаев, когда законодательный орган государственной власти субъекта РФ несет ответственность перед Президентом РФ. Для этого достаточно слова «…не устранил их в течение шести месяцев…» в п.2 статьи 9 закона заменить словами «не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда».
Несомненным недостатком является и то, что высшее должностное лицо вправе, а не обязано принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае, указанном в законе. Кроме того, срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти субъекта РФ, не установлен. Достаточно неясно также, может ли высшее должностное лицо субъекта Федерации принять решение о роспуске законодательного органа, если установленные судом противоречия были исправлены уже по истечении шестимесячного срока. Здесь возможны два варианта.10
Первый - когда решение суда было исполнено по истечении шестимесячного срока, а второй - решение суда вообще не было исполнено. Законом не регламентируется, до какого момента у высшего должностного лица субъекта РФ есть право роспуска законодательного органа, если шестимесячный срок уже истек - до момента, когда законодательный орган исполнил решение суда или и после исполнения решения тоже. И, очевидно, если решение суда не было исполнено вообще, право роспуска законодательного органа государственной власти субъекта Федерации у высшего должностного лица субъекта РФ никакими сроками не ограничено.
Федеральным законом установлены общие положения об ответственности законодательного органа государственной власти субъекта РФ перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Предполагается, что более подробно порядок несения ответственности будет установлен в конституции (уставе) или законе субъекта РФ. Однако конституции (уставы) субъектов чаще всего повторяют положения, которые есть в федеральном законе, либо и вовсе делают ссылку на федеральное законодательство. Уставом Кемеровской области, например, дословно воспроизведены положения п.2 статьи 9 Федерального закона, за тем исключением, что вместо слов «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации» вставлены слова «Совет народных депутатов Кемеровской области».
В соответствии с п.4 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», основанием ответственности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации перед Президентом РФ является принятие конституции (устава), закона субъекта РФ или иного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.11
Такое противоречие должно быть установлено решением суда, вступившим в законную силу. Если при этом законодательный орган государственной власти субъекта Федерации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу либо иного установленного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный противоречащих федеральному закону и недействующим, и в результате такого уклонения от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, причем создание препятствий в результате уклонения законодательного органа государственной власти субъекта РФ должно быть также установлено судом, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта РФ.
Вынесение предупреждения в адрес законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации является профилактической мерой, которая призвана побудить органы государственной власти субъектов РФ к добровольному исполнению решения суда, способствовать выполнению им конституционных обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для субъекта РФ в процедуре применения федерального воздействия.
Названные последствия характеризуют существенность допущенных в нормативных правовых актах субъекта Федерации нарушений Конституции РФ и федеральных законов, которые могут послужить основанием для применения такой меры как роспуск законодательного органа субъекта Федерации. Из этого следует, что применение указанной санкции к законодательному органу субъекта Федерации в связи лишь с формальным противоречием принятого им нормативного акта федеральному нормативному правовому акту не возможно. Но, к сожалению, в законе не указывается субъект обращения в суд для установления указанных фактов, хотя, скорее всего, с заявлением в суд должен обращаться Президент Российской Федерации, так как именно он должен возбуждать процедуру роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Заключение
Органы законодательной власти представлены общегосударственными парламентами (а в некоторых странах, например, Индонезии и Туркменистане надпарламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий, если речь идет о федеративных государствах (например, о России или США) и о государствах с политическими автономными образованиями (например, парламент Шотландии).
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д. Парламенты различаются: по структуре (могут быть однопалатными, двухпалатными); по объему компетенции (абсолютно определенная, абсолютно неопределенная, относительно определенная); по социальному составу.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Совет Федерации участвует в решениях наиболее важных вопросов жизни государства и общества, как орган представительства всех субъектов РФ. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
Палаты Парламента Российской Федерации и субъектов РФ имеют общие принципы взаимодействия. Две независимые палаты парламента играют каждая свою роль в государственном управлении: нижней палате принадлежит ключевая роль в законотворческом процессе; вторая палата обеспечивает участие территориальных образований в государственной жизни, способствует принятию более взвешенных законодательных решений.
Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов. В Российской Федерации предусмотрены следующие стадии принятия законов: внесение законопроекта; обсуждение законопроекта (как правило, в трех чтениях); принятие закона; рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (может возникнуть дополнительный этап - преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона); подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации принята 12.12.1993
2 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"// СПС «Гарант»
3 Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СПС «Гарант»
4 «Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе Абрамова» А.И. // Журнал российского права № 7, 2008 - 19-45 с.
5 «Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования» Абрамова А.И. // Журнал российского права № 2, 2007 - 24-29 с.
6 «Совершенствование процедур участия субъектов РФ в федеральном законодательном процессе» Нечаева Т.В. // Журнал российского права № 10, 2006 - 17-22 с.
7 «Грани соотношения понятий «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» в РФ» Югов А.А. Игишев К.А. // Адвокатская практика № 2, 2007. - 21-26 с.
8 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики современной российской государственности – М.: НОРМА, 2005 – 190 с.
9 Лушников, А. М. Теория государства и права [Текст] : элементар. курс / А. М. Лушников. - М. : Эксмо, 2010. - 270 с.
10 Кутафин О.Е. Основы государства и права – М.: Юристъ, 2007 – 150 с.
11Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. – М.,2001 – 140 с.
12 Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2008 – 204 с.
13 Нарсесянц В. С.Общая теория права и государства: учебник для ВУЗов.- М., 2001 – 198 с.
14 Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М., 2003– 300 с.
15 Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2002 – 205 с.
16 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2004 – 120 с.
17 Бакаева, Ф. Х. Теория государства и права как система базовых знаний / Ф. Х. Бакаева // Журнал российского права, 2007. - N 8. - 140-142 с.
Информация о работе Сущность и структура законодательной власти РФ