Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:56, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие законодательной власти;
- изучить законодательную власть в Российской Федерации;
- изучить законодательные органы власти субъектов федерации
Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Понятие и задачи законодательной власти…........................................................4
2 Законодательная власть в РФ……………………………………………………..8
3 Законодательные органы власти субъектов федерации…………….................14
Заключение…………………………………………………………...………...…..23
Список использованных источников……………………………………..............25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и задачи законодательной власти….......................
2 Законодательная власть в РФ……………………………………………………..8
3 Законодательные органы власти субъектов
федерации……………................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………......
Введение
Актуальность темы исследования. Признаком правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими, либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица. Целью данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью. Деятельность соответствующих государственных структур должна ограничиваться только их компетенцией. Законодательную деятельность должен осуществлять законодательный (представительный) орган. Результатом такой деятельности является создание акта высшей юридической силы – закона.
Цель курсовой работы рассмотреть законодательную власть в Российской Федерации, механизмы принятия федерального закона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие законодательной власти;
- изучить законодательную власть в Российской Федерации;
- изучить законодательные органы власти субъектов федерации
Объектом исследования является принцип разделения властей как признак демократического, конституционного, правового статуса Российского государства.
Предмет исследования - механизмы и инструменты реализации полномочий одной из основных ветвей власти – законодательной.
При написании курсовой работы использовался метод анализа научной литературы.
Информационными источниками написания работы явились нормативные и правовые акты, учебная и научно-методическая литература.
Структура курсовой работы определена целями и задачами и состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Понятие и задачи законодательной власти
В соответствии со статьей Конституции РФ (ст.10), государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.1
Более подробно, в данной курсовой работе рассматривается законодательная власть.
Известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, законодательной и судебной, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации, естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т.д.
Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.2
В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Так же можно привести еще одно определение законодательной власти. Законодательная власть РФ - это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, т.е. устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, граждан, должностных лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений.
Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.
Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета. Важнейшим субъектом законодательной власти в современном обществе является парламент. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. В соответствии со статьей 94 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган РФ вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции РФ и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой РФ и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламенту. Федеральное Собрание не подчинено никакому государственному органу, но активно взаимодействует с ними.
Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Совет Федерации и Государственная Дума проводят заседания раздельно. Они избирают из своего состава Председателя его заместителей, в обязанности которых входит проведение заседаний и установка внутреннего распорядка. Несмотря на то, что Конституция РФ закрепляет разделение властей, некоторые рычаги влияния на исполнительную и судебную власть все же остаются. Законодательная власть может влиять на высшую судебную власть, Счетную палату, исполнительную власть путем назначения высшего руководства этих властей или выражения недоверия и т.д.
Законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой которой является принятие законов, а также других правовых актов.
К её задачам относятся и дополнения или изменения уже существующих государственных законов, а в определенных условиях и их отмена.
В современном демократическом государстве, построенном на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступают:
- парламент - высший общенациональный представительный орган государства;
- законодательные органы власти субъектов Федерации.
Федеральное собрание - парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ.
Этот институт государственной власти регламентируется гл.5 (ст.94-109) Конституции РФ.
Парламент РФ - это выразитель интересов и воли народа российского государства. Он законодательно регулирует жизнь страны, содействует формированию правового и демократического государства. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным Собранием.
Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Занимается в основном нормотворческой деятельностью, принимает законы и постановления в пределах своей компетенции.
В своих решениях они выражают государственную волю народа РФ и придают ей общеобязательный характер.
Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми нижестоящими органами законодательной власти субъектов Федерации.
Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства. Он устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна воплощать в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Также парламент выступает как уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил.
2 Законодательная власть в РФ
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.3
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).
Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.
Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Федеральное собрание признается парламентом России. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний:
1 для заслушивания посланий Президента РФ,
2 с целью заслушивания посланий Конституционного Суда,
3 для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти РФ и зарубежных государств.
Все члены Совета Федерации обязаны войти в один из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они правомочны, если на них присутствуют более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных вопросов жизни государства и общества.
Информация о работе Сущность и структура законодательной власти РФ