Сущность Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является раскрытие сущности Конституции Российской Федерации как основного правового акта государства, фундамент всей правовой системы, регулирующей жизнь общества.
В рамках поставленной цели необходимо раскрыть следующие ключевые вопросы:
- обосновать главенствующую роль Конституции как стержня юридической системы государства, ведь в этом заключается ее сущность и основная роль;
- из сущности основного закона вытекают присущие лишь ему черты и юридические свойства, их также необходимо тщательно проанализировать;
- надо сказать, что процесс законотворчества идет непрерывно, ведь в жизни нет ничего застывшего и на века определенного, и поэтому неудивительно, что конституционное развитие, то есть обновление и дальнейшее совершенствование основного закона является естественным процессом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность Конституции Российской Федерации………………………………...5
2. Причины и порядок принятия действующей Конституции……………………..8
3. Основные черты, особенности содержания и структуры
Конституции РФ 1993 года…………………………………………..……………...18
4. Конституция РФ и текущее законодательство………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

План

 

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Сущность Конституции Российской Федерации………………………………...5
  2. Причины и порядок принятия действующей Конституции……………………..8
  3. Основные черты, особенности содержания и структуры

Конституции РФ 1993 года…………………………………………..……………...18

  1. Конституция РФ и текущее законодательство………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы……………………………………………….29

 

Введение

Роль Конституции  в жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции и путем ее применения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепцию государственности России как основополагающего способа организации общества.

Конституция в  соответствии с отведенной ролью  в жизни страны представляет собой  юридический акт со всеми присущими основному закону чертами и свойствами. Ей отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.

Конституция - это  главный, основной закон государства. Среди всей системы многочисленных нормативно-правовых актов, действующих  в стране в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, Конституция является основанием, стержнем и одновременно вершиной всего права, фундаментом его развития.

Основной целью  данной работы является раскрытие сущности Конституции Российской Федерации как основного правового акта государства, фундамент всей правовой системы, регулирующей жизнь общества.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть следующие ключевые вопросы:

- обосновать  главенствующую роль Конституции  как стержня юридической системы  государства, ведь в этом заключается  ее сущность и основная роль;

- из сущности основного закона вытекают присущие лишь ему черты и юридические свойства, их также необходимо тщательно проанализировать;

- надо сказать,  что процесс законотворчества  идет непрерывно, ведь в жизни  нет ничего застывшего и на  века определенного, и поэтому  неудивительно, что конституционное развитие, то есть обновление и дальнейшее совершенствование основного закона является естественным процессом. Для решения этого вопроса необходимо знать порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию;

- Конституция  Российской Федерации – действующий, но далеко не идеальный правовой акт, в данной работе также ставится задача в общих чертах проанализировать пробелы в конституционном законодательстве, а также предположить дальнейшие направления конституционного развития с учетом современной обстановки.

Исходя из раскрываемых вопросов и построена структура параграфов данной контрольной работы. При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, О.Е.Кутафин, Р.В.Енгибарян, Б.С.Эбзеев и др. Кроме того, были использованы материалы лекций, учебных пособий и статьи в юридических журналах.

 

1. Сущность Конституции Российской Федерации

В самом общем  виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.1

Если с юридической  сущностью Конституции как Основного Закона, имеющего высшую юридическую силу на территории государства, все понятно, то в решении вопроса о том, чью волю выражает этот правовой акт, единства в юридической науке нет. А ведь в решении этого – основного вопроса – о власти – и лежит истинная, глубинная сущность Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим  разные точки зрения по определению  сущности Конституции РФ. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Теологические теории видят сущность конституции  в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни.

Некоторые школы  естественного права считают, что  сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, традиций данного народа.

Марксистско-ленинская  теория усматривает сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего народа, а только господствующего класса.2

Действующая Конституция  разрабатывалась в начале 90-х  годов ХХ века в один из ключевых моментов в истории России. После распада СССР встал вопрос о роли властных институтов исполнительной и законодательных властей и силе их влияния на происходящие в государстве процессы. Обнаружились крупные разногласия по этому вопросу между Президентом, съездом народных депутатов и Верховным Советом. Касались они в основном формы правления: быть России президентской республикой или парламентской. Учитывая, что в 1992–1993 гг. возникли также разногласия о темпах и содержании реформ в России в целом, споры вокруг Конституции приобрели принципиальный характер. В итоге на референдум был вынесен президентский вариант Конституции, которая и была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Доминирующей  в конституционной теории и практике признается точка зрения, что сущность конституции состоит в том, что  она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.3Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

В советских  конституциях такая формула впервые  была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).4

В действующей  Конституции РФ рассматриваемая  черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»5. Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

Какой же является российская Конституция? Она не является классовой по своей сути. По своему источнику это народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством. Неприменима к ней и трактовка правового акта как общественного договора, который требовал всеобщего согласия всех для принятия конституции, в котором несогласным с ним даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные  с конституцией, так и не согласные  с ней. Всем предоставляется право  в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие. Принятая при участии большинства избирателей, она поддерживается этим большинством, при этом демократические права меньшинства также принимаются во внимание.

Подводя вывод по этому параграфу, можно сказать, что действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

 

2. Причины и порядок принятия действующей Конституции

В 1985 году в Советском Союзе с приходом нового генсека М.С.Горбачева начались проводиться реформы, направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началась перестройка.

На момент начала перестройки  в РСФСР действовала Конституция  РСФСР, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР. Конституция РСФСР практически полностью копировала Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Права и свободы граждан были закреплены в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Республика объявлялась «советской», «социалистической», но не правовой. Механизм государственной власти игнорировал принцип разделения властей, независимое правосудие.

Конституция с таким  содержанием сразу стала резко  входить в острое противоречие с  процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.

Однопартийная система, существовавшая до этого в СССР, постепенно трансформировалась в многопартийную политическую систему, что свою очередь  привело к новым условиям для  реализации гражданами своей политической воли. Стали появляться новые политические партии и общественные организации.

Плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной  собственности и централизованном государственном управлении, стала  постепенно замещаться рыночными экономическими отношениями, чему должно способствовать равноправие всех форм собственности, их равной юридической защиты, свобода предпринимательства и торговли, конкуренция.

На смену одной официальной  коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозное многообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.

Изменился и государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая  в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.

Поменялся и правовой статус автономий, входящих в состав РСФСР. Они стали развиваться  как равноправные субъекты в составе  Российской Федерации.

Все эти изменения  показали несостоятельность старой Конституции РСФСР. В новых условиях необходимо было принять новую Конституцию, отвечающей сложившейся действительности.

Перемены общественного  строя после начала процесса перестройки  в СССР и Российской Федерации  не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году шел по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных характеристик.

Начавшийся процесс  перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», и «О выборах народных депутатов в РСФСР», принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет –  постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РФ.

К ведению Съезда был  отнесен широкий круг вопросов, в  том числе принятие Конституции  РСФСР, внесение в нее изменений  и дополнений.

Тем не менее, страна продолжала жить по старой Конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой Конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.

В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н.Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.

Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже  через четыре месяца проект новой  конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.

После его доработки  с учетом поступивших замечаний  по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.

По решению Конституционной  комиссии официальный проект Конституции  был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.

После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.

Информация о работе Сущность Конституции Российской Федерации