Сущность права: эволюция представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и признаки права………………………………………………….6
2. Сущность права: эволюция представлений……………………………….10
Заключение……………………………………………….…………………….15
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

тгп норм.docx

— 31.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение……………………………………………………………...……………3

1.  Понятие и признаки права………………………………………………….6

2.  Сущность права: эволюция представлений……………………………….10

 Заключение……………………………………………….…………………….15

 Список литературы……………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Право – это система  общих правил поведения, санкционированных  государством и охраняемых от  нарушения государством.

 Всякое государство  связано с правом. Без издания  законов и других НПА государство  не могло бы управлять поведением  граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит  высшее выражение в праве. Государство  контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет  устройство государства, определяет  компетенцию его органов.

 Каждому типу государства  соответствует свой тип права. Существует следующие типа государства  и права.

 ·        рабовладельческое 

 ·        феодальное 

 ·        буржуазное 

 ·        социалистическое 

 Различает их между  собой два основных признака: тип собственности и социальное  назначение государственной машины.

 Правовое государство  не нашло полной реализации  ни в древности, ни в средние  века, ни в новейшее время, что  указывает на актуальность, и  необходимость изучения данной  темы.

 Идея о возможности  построения правового государства  возникла во времена античности. Философ Платон различал два  типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались  правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, “если  закон владыка над правителями, а они его рабы”.

 В основе современных  концепций правового государства  лежали идеи французского правоведа  Монтескье и немецкого философа  Канта. Кант выдвинул “категорический  императив”, согласно которому каждый  человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта “ право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке”.

 Он выделяет при  этом 3 ветви власти как идеальную  организацию государства.

 Сейчас государственные  деятели и правоведы говорят  о построение правового государства, как о цели, к которой надо  стремиться. Наиболее экономически  развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению  правового государства. Но и там  не решены многие проблемы: существуют  нарушения прав личности, дискриминация  отдельных социальных групп. В  этих странах разный принцип  государственного устройства, своя  модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это  только идея, концепция, стимул, к  которому нужно стремиться.

 На основании идей  политико-правовой линии можно  сформулировать основные признаки  правового государства:

 ·        господство права во всех сферах  общественной жизни, связанность  законом самого государства, всех  его органов, должностных лиц, граждан;

 ·        «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

 ·        незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

 ·        взаимная ответственность государства  и личности.

 Таким образом, правовое  государство – это демократическое  государство, где обеспечивается  господство права, верховенство  законов, равенство всех граждан  перед законом и судом, где  признаются и гарантируются права  и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип “разделения властей”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки права

 Следует отметить, что возможны разнообразные подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии и сущности права не обходил своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы рассматриваем некоторые теории понимания права, подходы к сущности права.

 Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

 Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

 Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие.

 Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств.

 Рассмотрим основополагающие признаки права. Право представляет собой возведенную в закон волю. Воля - это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении1.

 Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание.

 Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение или санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы.

 Праву присущ такой признак как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм2.

 Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности.

 Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.

 Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять указанные два принципа.

 Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом.

 Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе.

 Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории.

 Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру.

 Таким образом, право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности, моральных и религиозных.

 

Различение публичного и частного права осуществляется по нескольким критериям. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право - по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность права: эволюция  представлений 

 Связью позитивного  права как особого регулятора  отношений между людьми и государством, официальное выражение такого  права в законах и других  юридических источниках права, защита  права государством — все эти  признаки характеризуют позитивное  права как явление, т.е. его внешние  черты. Говоря же о сущности  права, мы должны раскрыть его  внутренние, глубинные качества, какие  цели достигаются с помощью  права, и чьим интересам оно  служит.

 Право — одно из  сложных, тонких, многоаспектных научных  понятий. Само слово «право» в русском языке используется в разных значениях. Мы говорим «право», когда имеем в виду систему норм, причем не только юридических, но и коренящихся в обычаях или морали (моральное право). Мы употребляем слово «право» в смысле допустимой (законом, обычаем или нравственностью) меры поведения. Корень «прав» содержится в словах «правильный», «справедливый», «правый», а также «правда».

 В Древнем Китае  моральные и правовые нормы  как бы сливались воедино. Примерно  то же самое наблюдалось в  Древней Индии. В праве Древней  Греции важное место занимало понятие «дике» (справедливость), в римском праве — «эквитас» (справедливость) и «натуралис ратио» (естественный разум). Дигесты римского императора Юстиниана начинаются с превосходного определения Цельса: «Право есть наука о добром и справедливом». Древнейшие источники феодального права именовались правдами.

 В современной Конституции Испании (1978 г.) желание «установить справедливость» названо в числе главных стремлений народа, утверждающего Конституцию. Конституция Индии (1949 г.) среди целей народа на первое место также ставит обеспечение социальной, экономической и политической справедливости. Подобные утверждения можно найти в конституциях и законах многих современных государств. Не являлось исключением и социалистическое право, хотя справедливость здесь понималась весьма однобоко, сугубо классово, а на практике часто попиралось.

 Таким образом, стремление  воплотить в законах и других  юридических источниках справедливость  свойственно позитивному праву, созданному многими государствами  прошлого и современности. И, невзирая  на все различия в понимании  справедливости царем Хаммурапи  и законодателями наших дней, отождествление права со справедливостью  никогда не было абсолютной  истиной, ни абсолютной ложью. Позитивное  право должно было восприниматься  как нечто справедливое, как некий  официальный эталон справедливости, признанный в данном обществе. Само понятие справедливости  всегда предполагало защиту интересов  всех членов данного общества. Таким оно выступало при первобытном  строе, таким прошло через тысячелетия  истории цивилизации, таким остается  и сегодня. Это наиболее устойчивая  категория, выражающая общечеловеческие  интересы, “правду” и “право”  для каждого из людей.

Информация о работе Сущность права: эволюция представлений