Сущность права: эволюция представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и признаки права………………………………………………….6
2. Сущность права: эволюция представлений……………………………….10
Заключение……………………………………………….…………………….15
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

тгп норм.docx

— 31.68 Кб (Скачать файл)

 Однако справедливость  понималась в истории человечества  по-разному. Ее корни уходили в  более глубокие основы существования  общества. Поэтому с изменением  представлений об этих основах  менялось и представление о  сущности права.

 В глубокой древности  источник, из которого проистекает  позитивное право, видели, прежде  всего, в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители (например, брахманы в Индии) и обожествляемые правители (ван — в Китае, фараон — в Египте и т.п.). В представлении древних право обуславливалось волей богов и их «помазанников» — правителей государств.

 Однако уже в Древней  Греции источником права, наряду  с божественной волей, признается разум человека: «правление лучших» (у Сократа и Платона), «правление средних» (в «Политике» Аристотеля). По Аристотелю, право представляет собой политическую справедливость, норму политического общения и служит общей пользе граждан. По происхождению Аристотель делил право на естественное и условное (человеческое).

 Влияние религии на  содержание законов и права  в средние века привело к  почти тысячелетнему господству  теологических воззрений, утверждавших  божественное происхождение права  и законов. Наиболее последовательным  их выражением является учение  Фомы Аквинского.

 Однако уже с XVII в. теологическое  направление начинает уступать  первенство гуманистическим и  светским теориям. К ним относится, прежде всего теория естественного  права. Ее основатель Гуго Гроций (1583-1645) утверждал, что наряду с  изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога  или людей, существует неизменное естественное право, т.е. «то, что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Теория естественного права сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, М.Ф. Вольтера и др3. Римские юристы понимали естественное право в практическом аспекте, они видели его выражение в браке, рождении детей, их воспитании и т.п.4

 В конце XVIII - начале XIX в. возникла историческая школа  права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта). Ее сторонники отрицали существование  естественного права. Но позитивное  право, по их мнению, не творится  произволом законодателя, а является  закономерным историческим продуктом  народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

 В XIX в. наиболее широкий  философский подход к сущности  права был представлен в трудах  Гегеля. Он стремился философски  объяснить сущность позитивного  права. Для юриста, писал Гегель, право есть то, что законно, а  философ должен раскрыть, что есть право по своей сути. И эту суть он видел в мере свободы, ее диалектическом развитии в разных системах права. В частности, высшей своей формы идея свободы, по Гегелю, достигается в законе государства.

 Во второй половине XIX в. сложилась позитивная теория  права. Ее основателем можно считать  И. Бентама. Меру должного поведения  человека он ищет в практической  пользе. Однако в отличие от  исторической школы права Бентам  утверждал принципы сознательного  творения права законодателем. Право  для него — это нормы государства, направленные на удовлетворение  интересов человека.

 В XIX в. позитивизм стал  одним из основных направлений  теории права. Его представителями  в Германии были П. Лабанд, К. Бергбом, в России — Г.Ф. Шершеневич, в  Англии — Д. Остин. Позитивизм  сохранился до сегодняшнего дня. Он соответствует стремлению  “среднего класса”, составляющего  большинство общества в развитых  странах, к стабильности и порядку. Главный тезис юридического позитивизма  — признание правом только  норм, создаваемых государством  для общего блага или для  удовлетворения интересов человека.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм), исходившие из классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся противоречия раннего капитализма: жестокое подавление первых выступлений пролетариата, запрещение профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной вывода К. Маркса о классовой природе государства и права. В системе марксистского учения закономерным было и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, определяемой материальными условиями жизни этого класса.

 Социалистические учения  не сводились только к марксизму  и ленинизму. Так называемые правые  социалисты, анархисты проповедовали  другие государственно-правовые  взгляды. Они рассматривали право  как средство обеспечения демократического режима, которое рабочий класс должен использовать в своих целях.

 Сегодня классовое  понятие права на наших глазах  сходит с исторической сцены. Это длительный процесс, но направление  развития к общечеловеческим  ценностям, демократическим, гуманным  нормам и порядкам представляется  уже ясным. Причем происходит  встречное движение буржуазно-либеральных  и социал-демократических правовых  идей. Примером может служить  признание необходимости государственной  поддержки социально слабых слоев  населения, закрепление широкого  спектра социальных прав в  конституциях западных стран. С  другой стороны, государства бывшего  социалистического лагеря отказываются  от тоталитарных порядков и  обращаются к достижениям мировой  цивилизации.

 По моему мнению, из  рассмотренных выше признаков  права, образующих сердцевину его  нормативного понимания, можно предложить  следующее общее определение  понятия права.

 Право есть система  общеобязательных, формально-определенных . норм, которые выражают государственную  волю общества, ее общечеловеческий  и классовый характер; издаются  или санкционируются государством  и охраняются от нарушений, наряду  с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного  принуждения; являются властно-официальным  регулятором общественных отношений.

 Во-вторых – право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом  конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного  признаков применительно к определенной  ступени исторического развития  и особенностям той или иной  страны.

 

 

 

Заключение

 Право, как и государство, является продуктом общественного  развития. Оно возникает в государственно-организованном  обществе как основной нормативный  регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные  нормы первобытного общества  отходят на второй план, уступая  место правовому регулированию  общественных отношений. Взгляды  на право, его происхождение, место  и роль в системе нормативного  регулирования менялись по мере  развития самого общества, зрелости  научной правовой мысли, всевозможных  объективных и субъективных факторов.

 Несмотря на противоречивость  и различие научных представлений  о праве, все эти учения имеют  ряд общих положений:

 ·     право, есть  социальное явление, без которого  невозможно существование цивилизованного  общества;

 ·     право  в нормативной форме должно  отражать требования общечеловеческой  справедливости, служить интересам  общества в целом, а не отдельным  его классам или социальным  группам, учитывать индивидуальные  интересы и потребности личности  как первоосновы общества;

 ·     право  частной собственности является  основой всех прав человека;

 ·     право  есть мера поведения, установленная  и охраняемая государством.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, право — это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Протасов В.Н.Теория права и государства. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2009

2. Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011.

3. Теория права и государства: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Г.Н. Манова - М.: Изд-во БЭК, 2007

4. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000.

 

1 Протасов В.Н.Теория права и государства. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2009

2 Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011

3 Теория права и государства: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Г.Н. Манова - М.: Изд-во БЭК, 2007

4 Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000

 

 

 


Информация о работе Сущность права: эволюция представлений