Сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный сравнительный анализ подходов к пониманию сущности права.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. показать значение вопроса о сущности права как ключевой проблемы общей теории права;
2. выяснить степень научной разработки вопроса о сущности права;
3. обозначить основные положения, характеризующие классовый подход к пониманию сущности права;
4. обосновать специфику обще-социального подхода к пониманию сущности права.

Файлы: 1 файл

Для юриспруденции вопрос о том.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Для юриспруденции вопрос о том, что есть право, о сущности права имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично: бытие или сознание (основной вопрос философии). В зависимости от того, как мы понимаем сущность права, что включаем в это понятие, каким набором признаков его наделяем, толкуются и все иные явления правовой сферы - правотворчество, правоприменение, толкование права, правоотношения, субъективные права и юридические обязанности, законность и правопорядок, принципы права и т.д. Этот ключевой для юридической науки вопрос существует, по-видимому, столько же, сколько существует и само право.

Теоретическую базу исследования образуют труды известных специалистов по общей теории государства и права и отраслевым юридическим наукам К.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.Н. Кудрявцева, О.Э. Лейста, Р.З. Лившица, Е.Л. Лукашевой, Я.М. Магазинера, Н.С. Малеина, Ґ.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Я.Ф. Миколенко, А.В. Мицкевича, Л.А. Морозовой, Б.Л. Назарова, П.Е. Недбайло, B.C. Нерсесянца, Е.Б. Пашуканиса, В.Д. Перевалова, А.С. Пиголкина, А.Л. Пионтковского, С.В. Полениной, А.В. Полякова, П.М. Рабиновича, Т.Н. Радько, М.Л. Рейснера, Э.Л. Розина, И.С. Самошенко, Л.И. Спиридонова, А.К. Стальгевича, М.С. Строговича, П.И. Стучки, В.М. Сырых, ЮЛ. Тихомирова, Ю.К. Толстого, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, Е.Л. Флейшиц, Р.0. Халфиной, А.Ф. Черданцева, В.А. Четвернина, М.Д. Шаргородского, А.Ф. Шебанова, Б.В. Шейндлина, Л.С. Явича, Ц.А.Ямпольской и др.

В советской юридической науке первых двух послереволюционных десятилетий наблюдается, с одной стороны, засилье марксистской идеологии, а с другой стороны - плюрализм мнений в вопросе о том, что следует считать правом (в рамках все той же идеологии, на ее основе). Значительный вклад в разработку этого вопроса в те годы внесли такие ученые как П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, А.К. Стальгевич, М.А. Рейснер, Я.М. Магазинер, Н.В. Крыленко, М.Ю. Козловский и др.

В 1938 г. на первом Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства по докладу прокурора СССР А.Я. Вышинского было принято за основу нормативное по своей сути определение понятия права, которое на полтора десятилетия стало доминирующим в советском правоведении. Вплоть до 50-х гг., т.е. до смерти И.В. Сталина, сколько-нибудь существенные исследования в этой области не проводились.

В начале 50-х годах с изменением политической обстановки в стране в юридической науке возрождается интерес к ряду проблем теории права и, в первую очередь, к проблеме правопонимания, которая неизбежно приобретает дискуссионный характер. Причем, дискуссии касаются не только определения понятия права, усовершенствования традиционного нормативного определения. Предпринимаются попытки расширить само понятие права за счет включения в него помимо правовых норм также иных явлений - правоотношений, субъективных прав, правосознания.

Дискуссионность указанной проблематики сохраняется и в последующие десятилетия.

В связи с этим тема данной работы представляется нам актуальной. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Объектом исследования является процесс формирования научных взглядов на сущность права.

Предметом исследования выступают подходы к пониманию сущности права в юридической литературе.

Целью работы является комплексный сравнительный анализ подходов к пониманию сущности права.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

  1. показать значение вопроса о сущности права как ключевой проблемы общей теории права;
  2. выяснить степень научной разработки вопроса о сущности права;
  3. обозначить основные положения, характеризующие классовый подход к пониманию сущности права;
  4. обосновать специфику обще-социального подхода к пониманию сущности права.

Методологической основой исследования является, в первую очередь, диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности. В ходе работы над темой активно используется метод анализа и синтеза, позволяющий выявить основные идеи, на которых базируется тот или иной подход к пониманию сущности права.

Данная работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена изучению понятия сущности права в юридической литературе. Глава разбита на два параграфа. В первом параграфе раскрывается понятие сущности права в юридической литературе. Второй параграф раскрывает сущность права по Л.С. Явичу.

Вторая глава посвящена изучению подходов к понятию сущности права. Также глава разделена на два параграфа, каждый из которых рассматривает сущность классового и обще-социального подходов изучения сущности права.

 

 

 

Глава 1. Методологический подход определения сущности

права

 

    1. Понятие сущности права

 

Сущность права – главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.1

Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек»2.

Аристотель: право – это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Как известно, «сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания». Вопрос о сущности права - это вопрос о том главном, что характеризует его как «категория «сущность права» выступает как фундаментальное понятие теории права, а система понятийных рядов теории права показывает, каким образом сущность права проявляется исторически, переходит в явление нормы и правоотношения, законности и правопорядка, приобретает формы различных государственных установлений, выступает в механизме правового регулирования»3.

Проблема сущности является исходной, центральной в учении о праве, ее глубокое изучение во многом предопределяет изучение других вопросов теории права. Даже ранее известное науке непрерывно подвергается изменению в связи с ростом знания, прогрессом общественного развития в целом. Не случайно во многих областях современной науки происходят острые дискуссии, касающиеся не только новых, но и давно сложившихся областей знания. Вполне естественно продолжающееся выяснение юридической наукой сущности права, поскольку она непрерывно развивается и обогащается. Под сущностью права понимают те внутренние и необходимые, общие и основные, главные и устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.

Познание сущности права позволяет правильно определить место государственной деятельности в динамичных и сложных процессах правообразования, а также правореализации, выявить объективные закономерности генезиса, развития и функционирования правовых общественных отношений, высветить реальную значимость законности и правопорядка в конкретных странах и в мировом масштабе, правильно определить возможности закона и суда в борьбе против правонарушаемости, в социальном контроле над отклоняющимся поведением индивида, в его ресоциализации. Только поняв сущность права, мы избавляемся от наносящего большой вред юридического нигилизма, как и от столь же опасных надежд на безграничные возможности государственно-правовой деятельности - можем с достаточной научной достоверностью очертить пути и границы влияния юридической формы на экономические и иные отношения. Таким образом, надо полагать, что проникновение в сущность права имеет не только познавательный или идейный смысл, но и обладает практически-политической значимостью.

Значение теоретико-философского освоения права, по мнению Л.С. Явича, состоит в том, что, основанное на диалектическом и историческом материализме, оно в состоянии ставить кардинальные проблемы социального бытия права, вскрывать объективную необходимость существенных изменений юридической формы соответственно происшедшим сдвигам в общественных отношениях, намечать основные линии развития правовых систем, выявляя их устои и соответствующие силы, оказывающие на них решающее влияние, формулировать основополагающие идеи права.4

    1. Сущность права по Л.С. Явичу

 

Л.С. Явичем была разработана концепция многоступенчатой сущности права (сущности права трех порядков), которая по-прежнему представляет значительный научный интерес. Л.С Явич утверждал, что процесс познания движется от лежащих на поверхности жизни явлений к их сущности первого порядка»5 в этой сущности вскрываются противоречия, что дает возможность проникнуть в сущность второго и следующих порядков, вплоть до самой основы изучаемых явлений, под которой философы понимают наиболее глубокий момент сущности. Первоначально есть лишь возможность обнаружить основу (момент сущности) только самых внешних проявлений объекта исследования. На этом этапе познания она (основа) как бы отождествляется с обоснованным, т.е. с внешним явлением. Подобная основа формальна, ограниченна, и потому еще далека от глубинной сущности. Тем не менее, ее констатация исключительно важна для характеристики внешних свойств права как юридического феномена и для того, чтобы идти дальше, раскрывая реальные основания интересующего нас объекта исследования. Таких реальных оснований у сложного и многоуровневого предмета бывает несколько. Несколько реальных оснований имеет и право. Дальнейший ход познания приводит к тому, что множество оснований приводятся к единому полному основанию, которое в снятом виде содержит реальные основания и представляет собой глубинную сущности в данном случае - глубинную сущность права. Достигается это при помощи главной идеи, выражающей самое существенное, устойчивое, постоянное в праве, в его природе как особого социального феномена. Применяя все это к праву, Л.С. Явич высказывал мысль о том, что возведенная в закон и материально детерминированная господствующая воля - это сущность права первого порядка. Для понимания специфически юридических свойств права она имеет первостепенное значение. Вместе с тем это именно сущность первого порядка, поскольку представляет собой главное, наиболее устойчивое, закономерное на уровне непосредственного содержания интересующего нас явления, а указание на материальную обусловленность воли в праве пока лишь только намечает путь к более глубокому познанию.

Однако познание должно идти дальше - от сущности права первого порядка к его сущности следующих порядков. И это исследование необходимо выводит за рамки права как совокупности юридических норм, ибо тут нормативность уже теряет исключительность в качестве свойства права. Норма права не может рассматриваться в виде генетической «клеточки» правовой реальности, да и социальный эффект действия права также должен обнаруживаться вне самой юридической надстройки.

Раскрытие противоречия, заложенного в сущности права первого порядка, приводит к выводу: юридические нормы представляют собой официальное признание и закрепление притязаний господствующих классов на собственность и власть, на свободу использовать их в своем интересе и в соответствии со своими потребностями, объективно обусловленными данным способом производства материальных и духовных благ. Эти общеклассовые притязания выражают так или иначе фактически сложившиеся в общественных отношениях права индивидов, принадлежащих в первую очередь к господствующим классам, и те обще-социальные права, которые формируются у всех участников данного процесса производства, распределения, обмена и потребления, без которых не может нормально функционировать господствующий способ производства. Равный и справедливый в данных исторических условиях масштаб свободы оказывается сущностью второго порядка. Анализ продолжается и тогда оказывается, что еще более глубокой сущностью права оказывается сама природа отношений собственности, существующей в условиях общественного разделения труда, отчуждения его результата от производителя, невозможности удовлетворить каждого члена общества по потребности. Отношения собственности, присвоение вещи (иных социальных благ) в условиях обмена имеют правовую природу и потому оказываются глубинной сущностью права. Именно в сфере производственных отношений, в частности, в области обмена товарами, осуществляется постоянное воспроизводство экономической основы права любого исторического типа - в этом самая суть проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные подходы к понятию сущности права

 

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

Сущность права можно правильно установить лишь при условии предварительного изучения социального познания этого феномена. Социальное познание права состоит в регулировании и охране общественных отношениях.

Информация о работе Сущность права