Суверенитет народа и формы его проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение суверенитета народа и форм его правления.
Для достижения заданной цели был определен круг задач:
- рассмотреть понятие и сущность суверенитета;
- изучить проявления государственного суверенитета в современном мире и России

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты понятия «суверенитет» ………………………….5
1.1. Понятие и сущность суверенитета ……………………………………….5
1.2. Проявления государственного суверенитета в современном мире и России …………………………………………………………………………..10
2. Формы проявления суверенитета народа ………………………………..21
2.1. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом ………………………………………………21
2.2. Формы реализации суверенитета ………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Суверенитет народа и формы его проявления.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.

Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участие в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня. Предшествующего дню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитация запрещается.

В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка, вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего – "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за", если же – против, то ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Обеспечивается тайна голосования. Определяет результаты референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 года приняло участие 58,1 млн. человек – 54,8 % всех зарегистрированных избирателей, которых насчиталось 106,1 млн.; при этом "за" проголосовало 32,9 млн. человек – 58,4 % от числа проголосовавших действительными бюллетенями.)27

Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 года – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 года – по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 года – о принятии новой Конституции РФ28.

Референдумы могут также проводиться в субъектах федерации, а административно-территориальных образованиях.

Органы государственной власти – реализация власти народа

Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Именно через них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими сами органы государственной власти (президенты, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.)

Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласно, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также – что особенно важно – представительные органы государственной власти. Они – связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы. Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы его субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу29.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента – действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Органы местного управления как форма осуществления народовластия

Еще одна форма осуществления народовластия – органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением – составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне – выборы, референдумы и через органы местного самоуправления30.

Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа – единого и единственного конституционного источника власти в стране.

Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носят сложный, многоаспектный характер. В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне организации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялось бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство – политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия31.

В осуществлении власти участвуют также другие организации – политические партии, иные общественные объединения.

Все упомянутые организации, демократические институты составляют политическую систему – комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система – сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство – это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации – лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.

Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразные государственные и негосударственные институты народовластия, входит государство в целом, общественные объединения (политические партии, массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).

 

 

Заключение

 

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Понятие "государственный суверенитет" появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Сейчас суверенитет – обязательный признак государства. Страна, не имеющая его, - это колония или доминион.

Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституция, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Право на суверенитет народа, однако, содержит в себе по крайней мере две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием.

Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств.

Суверенитет неразрывно связан с правом народа на самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами.

Реалии эпохи после распада СССР таковы, что движения за самоопределение вряд ли ослабнут в ближайшем будущем. Осуществление подобных прав в полном объёме не обязательно означает независимую государственность каждой отдельной этнической группы. Цель у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или территориальное своеобразие.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и поп. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. ст.445.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 12 июня 1990. // http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/
  3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710
  4. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. М.: Инфра-М, 2012. С. 142.
  5. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. М.: Инфра-М, 2012.
  6. Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения // Журнал российского права. 2003. N 11.
  7. Гессен В.М. Общее учение о государстве. М.: Современник 1912. С. 28-29.
  8. Гончаров В.В. О некоторых вопросах влияния международных факторов на сохранение и развитие российской государственности. // Адвокатская практика. 2010. №3.
  9. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: дис. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2007. – С. 15.
  10. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Э.О. Лейста. М.: Изд-во "Зерцало", 2000. С. 227.
  11. Карпова И.Н. Социальное государство в эпоху глобализации // Гражданин и право. 2006. N 11
  12. Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник. – 2006. - № 1. – С. 3-16. 
  13. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право. 2007. N 1;
  14. Оспанов К. И. Основы права: Учебное пособие. Алмата.: Фолиант 2006. С. 10.
  15. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. 2006. N 5;
  16. Пиголкин А.С. Суверенитет России и верховенство федерального законодательства. М.: Дрофа 1998. С. 131.
  17. Пономарева И.П. К новейшему решению проблемы суверенитета. М.: Видаль. 2008. С. 56-57.
  18. Романова Л.М. Кризис идеи суверенитета и политико-правовые гарантии его существования // Юристъ-Правоведъ. – 2008. - № 4. – С. 16-20.
  19. Степанченко В.И. Приобретение независимости Российской Федерации. Проблема «суверенизации»// Юридическая наука. 2012. № 4/2012. С. 31-35.
  20. Троцкая А.А. Государственный суверенитет: ограничение или трансформация содержания. М.: Росмэн. 2006. С. 43-45
  21. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. N 12.
  22. Цуциев А. А. Территории проблем суверенитета. СПб. 2012. С. 14.
  23. Черняк Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2007. – С. 37-65. 
  24. Черняк Л.Ю. Теория делимости государственного суверенитета в федеративном государстве // Академический юридический журнал. 2009. N 1. С. 12 - 20.
  25. Шарифов М.Ш. Теоретические проблемы определения содержания и соотношения народного, государственного и национального суверенитета // Труды института государства и права Российской академии наук . - 2009. - № 2. - С.16.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его проявления