Тенденции развития системы права и системы законодательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Поэтому основными целями данной работы являются определение понятия системы права, ее признаков, соотношения с другими родственными категориями, а также рассмотрения ее основных структурных элементов во взаимосвязи.
Для реализации поставленных целей выделяется ряд задач:
дать понятие системы права и выделить ее основные признаки;
определить соотношение с системой законодательства и правовой системой;
выделить основные структурные элементы системы права и их взаимоотношение;
дать краткую характеристику отраслей права с точки зрения метода правового регулирования в общем контексте системы права;
определить тенденции развития российской системы права и системы законодательства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Понятие и признаки системы права
Подходы к понятию системы права. Признаки системы
права…………………………………………………………..стр.5
Соотношение системы права с системой законодательства и
правовой системой……………………………………………стр.9
Глава 2. Система объективного (позитивного) права как подсистема
системы права
2.1. Основные структурные элементы системы права……………стр.14
2.2. Частное и публичное право…………………………………….стр.22
2.3. Материальное и процессуальное право……………………….стр.27
2.4. Национальное и международное право……………………….стр.28
Глава 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
в России……………………………………………………………стр.31
Заключение…………………………………………………………………стр.35
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

В других случаях отрасль  законодательства не совпадает с  отраслью права и, как было отмечено, существуют комплексные структурные  образования законодательства, например, хозяйственное законодательство.

В третьем случае, отрасль  законодательства не имеет определенной отрасли права, например, законодательство о строительстве, о торговле и  т.д26.

Современные направления  юриспруденции, которые фактически по предмету правового регулирования  выделяются как отрасли права, представляют собой юридические модели (правовые стандарты), либо самостоятельные социальные институты (семейное право), либо принципиально  значимые составные части важнейших  социальных институтов (финансовое право  – юридическая модель финансовой составляющей социального  института  экономики). Каждое из таких направлений  распределяется практически по всем базовым отраслям (в виде соответствующих  институтов права или только правоотношений) и является динамической составляющей системы права, поскольку возникает, развивается (банковское право)  и отмирает (как колхозное право) вместе с социальным институтом27.

Разделение права на отдельные  части (отрасли и институты) объясняется  определенными различиями, которые  и обусловливают группировку  норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо  нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру  общественные отношения и разными  методами.

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических  средств, с помощью которых оказывается  воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли  неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой  сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Отрасли продолжают считаться  наиболее крупными элементами системы  права, хотя никто  не отрицает реального  существования  и более высоких  структурных уровней, объединяющих несколько отраслей. К ним относятся  частное  и публичное право, материальное и процессуальное. Эти уровни существуют вне зависимости от того, признает ли их научная доктрина или нет. Ведь если законодатель по каким – либо причинам станет игнорировать их существование, то принимаемые им нормы начнут разрушать  целостность системы и рано или  поздно будут ей отторгнуты. Достаточно вспомнить закончившиеся провалом попытки трансформации норма  гражданского права в право публичное  при советской власти28.

Кроме того, критикуемая  позиция ориентирована на изучение лишь одной подсистемы права высшего  уровня с которой система позитивного  права отождествляется в итоге. Это внутригосударственное право. Но наряду с ним существует еще  и подсистема международного позитивного  права, без учета которой общую  модель позитивного права создать  невозможно29.

Отсюда отрасли позитивного  права нельзя считать наиболее крупными элементами его системы, поскольку они образуют между собой различные структурные связи и объединяются в подсистемы более высоких уровней.

 

2.2. Частное и  публичное право.

Право подразделяется на отрасли, подотрасли, институты и субинституты, нормы. Отрасль права есть система  норм, регулирующих одним и тем  же методом весь комплекс общественных отношений, опосредующих самостоятельную  деятельность (отрасль частного права) или публичную деятельность (публичное  право). Таким образом,  право подразделяется на две, так называемые, «суперотрасли»  права, характеризуемые  своими предметами и методами правового регулирования30, которые выходят за отраслевые рамки.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической  науке и практике давно – его  проводили еще римские юристы. Как известно, древнеримский юрист Ульпиан публичным правом считал все, что относится к государству, а частным – то, что служит интересам отдельных лиц.

Во второй половине ХХ в. усилению дихотомии права способствовало укрепление публичного начала в регулировании  общественных процессов  в связи  с появлением глобальных задач: охраны окружающей среды, контроля за негативными  процессами научно – технического процесса и т.д.31.

Сейчас оно в той  или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в  некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются общее право  и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любом  праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства  в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское  право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано  с публичной властью, носителем  которой является государство. Частное  право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными  полномочиями и выступающих в  качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право связано  в первую очередь с возникновением и развитием института частной  собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается  одновременно с частной собственностью». Частная собственность, экономическая  свобода, предпринимательство, равноправие  и юридическая защищенность субъектов  рыночной системы – неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право – это  совокупность правовых норм, охраняющих регулирующих отношения частных  собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных  субъектов рынка. Публичное же право  составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной  власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с  посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции  в конечном счете тоже отвечают интересам  всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть  обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно32.

Различные аспекты соотношения  частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М.М. Агарковым. В ней, в частности, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения, гражданское – область свободы и частной инициативы, Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон, выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.

Частное право есть право  лично-свободное. В этих границах субъект  может осуществлять его в любом  направлении. Частно-правовая мотивация  ставит только известный предел действию других мотивов (эгоистических, альтруистических и др.). Наоборот, публично-правовая мотивация сама указывает направление, в котором право должно осуществляться и исключать действие других мотивов.

Основная функция частного права заключается в распределении  идеальных и материальных благ, в  прикреплении их за определенными субъектами. Руководящую нить надо искать в содержании права и связывать ее с противоположностью частного, индивидуального публичному, общественному. Публичное право  регулирует отношения между людьми исключительно велениями, исходящими от одного единственного центра, каковым выступает государственная власть. Частное же право с его индивидуализмом представляет собой систему юридической децентрализации33.

В то же время М.М. Агарков  подчеркивал тесную взаимосвязь  двух рассматриваемых пластов права. Он писал, что история права даст нам различные примеры комбинаций публично-правового и частноправового  элементов; соотношение того и другого зависит от хозяйственных условий и психологии данной эпохи. В современной литературе также отмечается, что в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения и институты.

М.М. Агарков пытался ставить  вопрос об использовании частного права  в новых послереволюционных условиях, указывая, что оно могло бы проявить себя в сфере реализации гражданами своих субъективных прав. Однако это  оказалось невозможным. Советская  правовая доктрина не только не признавала концепцию частного права, но и всячески критиковала и отвергала ее как  несовместимую с природой «социалистического строя», где безраздельно господствует общественная, и прежде всего государственная, собственность, функционирует плановая экономика34.

В настоящее время, когда  признана и законодательно закреплена частная собственность, когда Россия взяла курс на рыночные отношения, легализация  частного права стала естественной и неизбежной. Без этого условия  невозможно формирование гражданского общества, правового государства, стимулирование частнопредпринимательской деятельности.

Анализ мирового опыта  показывает, что рассматриваемый  институт играл и играет позитивную роль в налаживании и поддержании  разумного баланса социальных интересов, более гибком опосредовании динамично  развивающихся общественных отношений, защите и реализации прав и свобод человека. Было бы неправильно отказываться от этого опыта. Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида – договорное и корпоративное35.

По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным  носителем правового прогресса, на много опередив в этом отношении  развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право  – это в основном «рыночное  право» и в данном качестве оно  может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок  в принципе не знает межгосударственных границ36.

В России принят новый Гражданский  кодекс, который является «второй  конституцией» – экономической. Кодекс сориентирован на рыночные отношения, равенство всех форм собственности, отражает идеи гражданского общества. Государство сознательно ограничивает свое «присутствие» в сфере хозяйственных  отношений, оно устанавливает лишь общие основы свободной конкурентной экономики.

В Кодексе получает окончательное  признание и законодательное  закрепление частное право, без  которого невозможны ни стабильный развитый рынок, ни подлинный институт собственности, ни реализация естественных прав и  свобод человека.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о соотношении частного и публичного права:

  1. предметом регулирования является публичного права является

область «государственных дел», а частного права – отдельных лиц;

  1. метод регулирования публичного права - централизованный, императивный;

а частного права - метод юридического равенства и метод децентрализации 

(решения принимаются  множеством лиц);

  1. В публичном праве обеспечение, защита права осуществляется:

а) по инициативе публичной  государственной власти;

б) в порядке уголовного и административного производства по

обязательному предписанию  закона;

В частном праве осуществляется  гражданским производством,

по инициативе управомоченного;

  1. причина возникновения публичного права - появление институтов

государственной власти, политических институтов; а частного права –

возникновением и развитием  частной собственности и те отношениями,

которые зарождаются на ее основе;

  1. Публичное право имеет свой состав отраслей: конституционное,

административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное,

уголовно-исполнительное, арбитражный  процесс, международное 

публичное, экологическое.

В отраслевой состав частного права входят: гражданское, трудовое, семейное,

кооперативное, предпринимательское.

 

2.3. Материальное  и процессуальное право

Различаются отрасли  материального права и отрасли  процессуального права. Так, к отраслям материального права относятся гражданское право, трудовое право, уголовное право, семейное, и ряд других отраслей права. К отраслям процессуального права относятся гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, трудовое процедурно – процессуальное, арбитражное процессуальное право.

Нормы (и соответствующие  отрасли) материального права закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений, а нормы (и соответствующие отрасли) процессуального права определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, права и обязанности субъектов процессуально-правовых отношений37.

Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства в России