Теологическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.

Содержание работы

I Введение 3
II Теории происхождения государства 4
III Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский 6
Жак Маритен 9
IV Преимущества и недостатки теории 9
V Заключение 10
VI Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Московский государственный университет  инженерной экологии

 

 

Институт маркетинговых  коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Правоведение»

Теологическая теория происхождения  государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Работу выполнила студентка

                                                                                                          Рекунова Ю.В.

                                                                                                           II курс, группа М-2

                                                                                                      

                                                                                                     Научный руководитель

                                                                                                      заведующий кафедрой

                                                                                                      Сингилевич Д.А.

    

 

 

 

Москва

2011

 

Оглавление

 

 

I   Введение                                                                                                             3

II   Теории происхождения государства                                                              4

III   Теологическая теория происхождения государства

  1. Фома Аквинский                                                                                        6
  2. Жак Маритен                                                                                              9

IV  Преимущества и недостатки теории                                                              9

V   Заключение                                                                                                       10

VI  Список литературы                                                                                          11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение

 

 

И в прошлом, и в настоящем  различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Теории происхождения государства

 

 

Формирование государства у  разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.                                   Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской.                                                                                                                  Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.  В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.                                             Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.                                                                                        Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.                                                                                       Ведущим представителем органической теории был английский мыслитель Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. .                                                                    В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения.                                                           Психологическая теория объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.  Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

III Теологическая теория происхождения государства

Одной из древнейших является теологическая (еще называется религиозной или  теократической) теория. Она настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами). Основателем этой теории считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени.. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен) и другие.

Теократическая  теория принимала различные формы  и развивалась в трех основных направлениях: 1) государство как  форма человеческого общения  установлено непосредственно волей  Бога и предписано им человеку; 2) государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире совершается по воле Бога; 3) божественное происхождение имеет не само государство, а власть конкретного верховного правителя.

На  рубеже XII - XIII в западной Европе развивается  теория 
«двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. 
Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации 
(церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

1)Фома Аквинский (1225 - 1274) - философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

В своих произведениях  ученый-богослов  пытается  приспособить  взгляды

Аристотеля  к догматам католической церкви и  таким путем еще  более  укрепить

ее позиции. Представления Фомы Аквинского о  государстве  –  первая  попытка

развить  христианскую  доктрину   государства   на   базе   аристотелевской

«Политики» (кстати говоря,  переведенной  на  латинский  язык  и  тем  самым

вошедшей в  научный оборот лишь в конце 1250-х  годов).

      От Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть

«животное  общительное  и  политическое».  В   людях   изначально   заложено

стремление  объединиться  и  жить  в  государстве,  ибо  индивид  в  одиночку

удовлетворить свои потребности не может.  По  этой  естественной  причине  и

возникает политическая общность  (государство).  Политическая  общность,  по

мысли Фомы Аквинского, образуется из  ремесленников,  земледельцев,  солдат,

политиков  и  других  категорий  работников.  Государство  может   нормально

функционировать только тогда, когда природа произведет  такую  массу  людей,

среди которых  одни являются  физически  крепкими,  другие  –  мужественными,

третьи –  проницательными в умственном  отношении.  В  этом  разделении  Фома

Аквинский также  идет вслед за Аристотелем и утверждает,  что  эти  различные

категории работников  необходимы  для  государства  в  силу  его  «природы»,

которая в его  теологической  интерпретации  оказывается  в  конечном  счете

реализацией законов  Провидения.

      Процедура  же   учреждения   государственности   аналогична   процессу

сотворения  мира  богом.  При  акте  творения  сперва  появляются  вещи  как

таковые, потом  следует их дифференциация  сообразно  функциям,  которые  они

выполняют  в  границах  внутренне  расчлененного  миропорядка.  Деятельность

монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству  миром

бог вносит в  него стройность и организованность. Так и монарх  первым  делом

учреждает и  устраивает государство, а затем  начинает управлять им.

      Цель  государственности  –   «общее  благо»,  обеспечение  условий  для

достойной, разумной  жизни.  Реализация  данной  цели

предполагает  сохранение  феодально-сословной  иерархии,   привилегированное

положение облеченных властью лиц и богачей,  исключение  из  сферы  политики

земледельцев,   мелких   ремесленников   и   торговцев,   соблюдение   всеми

предписанного  богом  долга  повиноваться  высшему  сословию  –  правителям,

олицетворяющим   собою   государство.   Идеолог,   который   считал,   будто

«совершенство вселенной требует, чтобы в вещах  присутствовало  неравенство,

дабы осуществились  все степени совершенства»,  -  такой  идеолог  и  не  мог

видеть иными  предпосылки достижения «общего  блага» в государстве.

      Защита  интересов  папства   и  устоев  феодализма  методами   Аквината

порождало определенные трудности.  Например,  логическое  толкование  тезиса

«всякая власть от Бога» допускало  возможность  абсолютного  права  светских

феодалов (королей, князей и других)  на  управление  государством,  то  есть

позволяло  обращать  этот  тезис   против   политических   амбиций   римско-

католической  церкви. Стремясь подвести базу под  вмешательство клира  в  дела

государства и  доказать превосходство духовной власти над  светской,  Аквинат

ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной  власти:

1) сущности, 2) формы  (происхождения), 3) использования.

      Сущность власти – это порядок  отношений господства и  подчинения,  при

котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет  низшими

слоями населения. Данный порядок заведен богом.  Таким образом.  По  своей

исконной сути власть есть установление божественное.  Потому  она  неизменно

добро, всегда нечто  хорошее, благое. Конкретные же способы  ее  происхождения

(точнее, завладения  ею), те  или  иные  формы  ее  устройства  могут  иногда

являться дурными, несправедливыми. Не  исключает  Аквинат  и  ситуаций,  при

которых пользование  государственной властью  вырождается  в  злоупотребление

ею. «Итак, если множество свободных людей направляется властителем к общему

благу  этого  множества,  это  правление  прямое  и  справедливое,  какое  и

подобает  свободным.  Если  же  правление  направлено  не  к  общему   благу

множества, а  к личному благу  властителя,  это  правление  несправедливое  и

превратное». Стало быть, второй  и  третий  элементы  власти  в  государстве

подчас оказываются  лишенными печати  божественности.  Это  случается  тогда,

когда правитель  либо  приходит  к  кормилу  власти  при  помощи  неправедных

средств, либо властвует  несправедливо. И то и другое –  результат  нарушения

заветов бога, велений  римско-католической церкви как единственной власти  на

земле, представляющей волю Христа.

      Насколько действия правителя  отклоняются от воли божьей, насколько  они

противоречат  интересам церкви, настолько подданные вправе,  с точки зрения

Аквината,  оказывать  этим  действиям  сопротивление.   Правитель,   который

властвует вопреки  законам бога и основоположениям морали, который  превышает

свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной  жизни  людей  или

облагая их чрезмерно  тяжелыми  налогами,  -  тот  правитель  превращается  в

тирана. Так  как тиран печется только о  своей выгоде и не хочет  знать  общей

Информация о работе Теологическая теория происхождения государства