Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.
I Введение 3
II Теории происхождения государства 4
III Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский 6
Жак Маритен 9
IV Преимущества и недостатки теории 9
V Заключение 10
VI Список литературы 11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный
Институт маркетинговых коммуникаций
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
Теологическая теория происхождения государства
Москва
2011
Оглавление
I Введение
II Теории
происхождения государства
III Теологическая теория происхождения государства
IV Преимущества и недостатки теории
V Заключение
VI Список литературы
I Введение
И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.
II Теории происхождения государства
Формирование государства у
разных народов шло различными путями.
Это обусловило различные точки зрения
в объяснении причин возникновения государства.
Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.
III Теологическая теория происхождения государства
Одной из древнейших является теологическая (еще называется религиозной или теократической) теория. Она настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Несмотря на свое религиозное содержание, эта теория, возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами). Основателем этой теории считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени.. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен) и другие.
Теократическая
теория принимала различные формы
и развивалась в трех основных
направлениях: 1) государство как
форма человеческого общения
установлено непосредственно
На
рубеже XII - XIII в западной Европе развивается
теория
«двух мечей». Она исходит из того, что
основатели церкви имели два меча.
Один они возложили в ножны и оставили
при себе. Ибо не пристало церкви самой
использовать меч. А второй они вручили
государям для того, чтобы те могли вершить
земные дела. Государь, по мнению богословов,
наделяется церковью правом повелевать
людьми и являются слугой церкви. Основной
смысл данной теории в том, чтобы утвердить
приоритет духовной организации
(церкви) над светской (государством) и
доказать, что нет государства и власти
«не от бога».
1)Фома Аквинский (1225 - 1274) - философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды
Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить
ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка
развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской
«Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым
вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х годов).
От Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть
«животное общительное и политическое». В людях изначально заложено
стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку
удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и
возникает политическая общность (государство). Политическая общность, по
мысли Фомы Аквинского, образуется из ремесленников, земледельцев, солдат,
политиков и других категорий работников. Государство может нормально
функционировать только тогда, когда природа произведет такую массу людей,
среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными,
третьи – проницательными в умственном отношении. В этом разделении Фома
Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти различные
категории работников необходимы для государства в силу его «природы»,
которая в его теологической интерпретации оказывается в конечном счете
реализацией законов Провидения.
Процедура же учреждения государственности аналогична процессу
сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как
таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они
выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность
монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром
бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом
учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.
Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для
достойной, разумной жизни. Реализация данной цели
предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное
положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики
земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми
предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям,
олицетворяющим собою государство. Идеолог, который считал, будто
«совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство,
дабы осуществились все степени совершенства», - такой идеолог и не мог
видеть иными предпосылки достижения «общего блага» в государстве.
Защита интересов папства и устоев феодализма методами Аквината
порождало определенные трудности. Например, логическое толкование тезиса
«всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских
феодалов (королей, князей и других) на управление государством, то есть
позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римско-
католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела
государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат
ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти:
1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.
Сущность власти – это порядок
отношений господства и
котором воля лиц,
находящихся наверху
слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом. По своей
исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно
добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения
(точнее, завладения ею), те или иные формы ее устройства могут иногда
являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при
которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление
ею. «Итак, если
множество свободных людей
благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и
подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу
множества, а к личному благу властителя, это правление несправедливое и
превратное». Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве
подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда,
когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных
средств, либо властвует несправедливо. И то и другое – результат нарушения
заветов бога, велений римско-католической церкви как единственной власти на
земле, представляющей волю Христа.
Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они
противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения
Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который
властвует вопреки законам бога и основоположениям морали, который превышает
свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или
облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, - тот правитель превращается в
тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей
Информация о работе Теологическая теория происхождения государства