Теологическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.

Содержание работы

I Введение 3
II Теории происхождения государства 4
III Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский 6
Жак Маритен 9
IV Преимущества и недостатки теории 9
V Заключение 10
VI Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

пользы,  попирает  законы  и  справедливость,  народ   (в   понимании   Фомы

Аквинского) может восстать и свергнуть  его.  Однако  окончательное  решение

вопроса о допустимости крайних методов борьбы  с  тиранией  принадлежит,  по

общему правилу, церкви, папству.

      Тиранию Аквинат отграничивал  от монархии, которую оценивал  как  лучшую

форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по  двум  причинам.

Во-первых, ввиду  ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и  руководимым

одним  богом,  а   также   из-за   ее   подобия   человеческому   организму,

разнообразные части которого  объединяются  и направляются  одним разумом.

«Итак, один управляет  лучше, чем многие, потому что они  только  приближаются

к тому, чтобы  стать единым целым. К тому же то, что существует  по  природе,

устроено  наилучшим  образом,  ведь  природа  в каждом   отдельном   случае

действует наилучшим  образом, а общее  управление  в  природе  осуществляется

одним. В самом  деле среди множества частей  тела  существует  одна,  которая

движет  всем,  а  именно  сердце,  и  среди  частей  души  по   преимуществу

главенствует  одна сила, а именно разум. Ведь и  у пчел один царь, и  во  всей

вселенной единый Бог, творец всего и  правитель.  И  это  разумно.  Поистине

всякое множество  происходит от одного. А потому если то, что  происходит  от

искусства, подражает тому, что происходит от природы, и  творение  искусства

тем лучше, чем  больше приближается к тому, что  существует в природе,  то  из

этого неизбежно  следует, что наилучшим образом  управляется  то  человеческое

множество,  которое  управляет  одним».  Во-вторых,   вследствие   показаний

исторического опыта, демонстрирующего (как был  убежден теолог)  устойчивость

и преуспеяние  тех государств, где властвовал один, а не множество.

      Фома  Аквинский,  тщательно   изучавший  Аристотеля,   имел,   конечно,

достаточное  понятие  и  о   других   политических   формах:   аристократии,

олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди  всех  них  в  качестве

высшей  им  отмечалась  монархия.  Причем  он  выделял   две   разновидности

монархического  устройства – абсолютную монархию и монархию  политическую.  В

сравнении с  первой, вторая, на взгляд Аквината, обладает  рядом  несомненных

преимуществ.  В  ней  весомую  ролю  играют  крупные  феодалы  (светские   и

духовные, «князья  церкви»). Власть государей тут  зависит  от  закона  и  не

выходит за его  рамки.  К  этой  второй  разновидности  монархии  склонялись

идеологические  симпатии Аквината.

      В трактате «О правлении государей»  Фома Аквинский поднимает   еще  одну

очень важную тему: взаимоотношение церковной и  светской  властей.  В  такой

постановке  проблемы дается ответ на вопрос о  том, к какой цели  справедливый

государь должен  вести  общество.  Согласно  Фоме  Аквинскому,  высшая  цель

человеческого общества – вечное блаженство,  но  для  ее  достижения  усилий

правителя  недостаточно.  Забота  об  этой  высшей   цели   возлагается   на

священников, и  особенно на наместника Христа на земле  – папу,  которому  все

земные правители  должны подчиняться, как самому Христу. В  решении  проблемы

соотношения  церковной  и  светской  властей  Фома  Аквинский   отходит   от

концепции непосредственной теократии, подчиняя  светскую  власть  церковной,

но различая сферы их влияния и  предоставляя  светской  власти  существенную

автономию.

2)Жак Маритен (1882-1973) - французский философ, теолог, основатель неотомизма. Концепция Маритена построена на соединении традиционных для философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики.                                                                                                                                            

Источник естественного закона – Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных  обязанностей. Естественный закон –  установленные божественным разумом  универсальные нормы права и долга. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Католическая церковь – хранительница естественного права.

Фундаментальные права: право на жизнь  и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности  и др. Они коренятся в самой  природе человека как свободного и духовного существа. Политические: право народа устанавливать конституцию страны и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни и др.; определяются законодательством страны, образуют продолжение естественного права. Социальные: право на труд, на социальное обеспечение и др.; права трудящегося населения.

 

 

IV  Преимущества: 
Впервые подчеркивается значимость государственной воли.                                                                              В настоящее время всё ещё существуют государства, идеология которых является теократической. К примеру, Ватикан, Иран, Катар, Оман и другие.

Несостоятельность: 
Данная теория закрепляет неизменность государственной власти.                                     Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений. Отсутствуют какие-либо исторические подтверждения факта передачи мечей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V  Заключение

 

 

Существует  огромное количество различных теорий о происхождении государства. Но несмотря на это,  споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются до сих пор.

В решении проблем происхождения  государства и права особая роль на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще  в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период.

Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI  Список литературы

 

  1. Нахимова У.Г. Основные теории происхождения государства: взгляд со стороны // Современное правоведение - 2003

2) Теория государства и права. / Под ред. А.Ф. Черданцева, М.: Новый юрист, 1999.

3) Теория государства и права - Алексеев С.С.

4)  Теория государства и права,  Марченко М. Н., 2-е изд., М.: Проспект, 2004.

 

5) Википедия  – свободная энциклопедия




Информация о работе Теологическая теория происхождения государства