Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:57, курсовая работа
И в прошлом, и в настоящем различные авторы - ученые и политики - пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория.
I Введение 3
II Теории происхождения государства 4
III Теологическая теория происхождения государства
Фома Аквинский 6
Жак Маритен 9
IV Преимущества и недостатки теории 9
V Заключение 10
VI Список литературы 11
пользы, попирает законы и справедливость, народ (в понимании Фомы
Аквинского) может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение
вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по
общему правилу, церкви, папству.
Тиранию Аквинат отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую
форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам.
Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым
одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму,
разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом.
«Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются
к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе,
устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае
действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется
одним. В самом деле среди множества частей тела существует одна, которая
движет всем, а именно сердце, и среди частей души по преимуществу
главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и у пчел один царь, и во всей
вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине
всякое множество происходит от одного. А потому если то, что происходит от
искусства, подражает тому, что происходит от природы, и творение искусства
тем лучше, чем больше приближается к тому, что существует в природе, то из
этого неизбежно следует, что наилучшим образом управляется то человеческое
множество, которое управляет одним». Во-вторых, вследствие показаний
исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость
и преуспеяние тех государств, где властвовал один, а не множество.
Фома Аквинский, тщательно изучавший Аристотеля, имел, конечно,
достаточное понятие и о других политических формах: аристократии,
олигархии, демократии, смешанном правлении. Но среди всех них в качестве
высшей им отмечалась монархия. Причем он выделял две разновидности
монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В
сравнении с первой, вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных
преимуществ. В ней весомую ролю играют крупные феодалы (светские и
духовные, «князья церкви»). Власть государей тут зависит от закона и не
выходит за его рамки. К этой второй разновидности монархии склонялись
идеологические симпатии Аквината.
В трактате «О правлении
очень важную тему: взаимоотношение церковной и светской властей. В такой
постановке проблемы дается ответ на вопрос о том, к какой цели справедливый
государь должен вести общество. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель
человеческого общества – вечное блаженство, но для ее достижения усилий
правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на
священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все
земные правители должны подчиняться, как самому Христу. В решении проблемы
соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит от
концепции непосредственной теократии, подчиняя светскую власть церковной,
но различая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную
автономию.
2)Жак Маритен (1882-1973) - французский
философ, теолог, основатель неотомизма. Концепция
Маритена построена на соединении традиционных
для философии представлений о божественном
происхождении государства и права с положениями
современной науки, принципами историзма,
идеями развития культуры и социальной
обусловленности политики.
Источник естественного закона – Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Естественный закон – установленные божественным разумом универсальные нормы права и долга. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Католическая церковь – хранительница естественного права.
Фундаментальные права: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности и др. Они коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Политические: право народа устанавливать конституцию страны и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни и др.; определяются законодательством страны, образуют продолжение естественного права. Социальные: право на труд, на социальное обеспечение и др.; права трудящегося населения.
IV Преимущества:
Впервые подчеркивается значимость государственной
воли.
Несостоятельность:
Данная теория закрепляет неизменность
государственной власти.
V Заключение
В решении проблем происхождения государства и права особая роль на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
VI Список литературы
4) Теория государства и права, Марченко М. Н., 2-е изд., М.: Проспект, 2004.
5) Википедия – свободная энциклопедия
Информация о работе Теологическая теория происхождения государства