Теологическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Возникновение государства - сложный вопрос, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия его возникновения. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепциям) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

1. Теологическая теория происхождения  государства

Возникновение государства - сложный вопрос, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия его возникновения. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепциям) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.

Одной из древнейших теорий является теологическая или теория божественного происхождения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Старое Завещание), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других.

Теологическая теория стоит как бы несколько в стороне от других теорий, она в своей основе имеет не достоверные исторические факты, научно обоснованные положения, аргументы и доказательства, а только лишь веру народа в утверждение о том, что право и государство является божественным даром.1

На протяжении многих тысячелетий люди живут под воздействием правовых норм, которые регламентируют те или иные аспекты их жизни, являются поддаными или гражданами какого-либо государства. Они вынуждены осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы она не противоречила установленным в государстве требованиям и законам. Поэтому весьма логичен тот факт, что со времен глубокой древности люди задумываются о причинах и предпосылках происхождения государства и права. Для ответа на этот вопрос было сформулировано множество теорий, которые трактовали эту проблему по-своему.

Представители теологической теории полагали, что государство начало свое существование благодаря высшей божественной воли, и будет существовать до того момента, пока Богу будет это угодно. Поэтому каждый человек должен смириться и подчиняться этой воли беспрекословно. Например, в своих законах царь Древнего Вавилона Хаммурапи провозглашал о том, что власть царя имеет божественное, «небесное» происхождение: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». Императора в Древнем Китае называли «сыном неба». Если рассматривать не такие далекие времена, то идею о божественном происхождении государства поддерживали и развивали представители христианской религии. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Представители теологической теории считали, что Бог является творцом и создателем всего, что окружает человека (в том числе и государства), самого человека. Поэтому невозможно смертному постичь тайну замысла Божьего и узнать сущность государства. При этом следует отметить, что теология не отрицала необходимости создания и организации земного государства и обеспечения правового регулирования в нем. При этом государственной власти и государству предавалось возвышенное и божественное значение, утверждалось взаимопонимание и порядок в обществе.2

Если говорить о смысле теологической теории по отношению к возникновению государства, то он состоит в том, что государство является результатом «божественного промысла», «даром Господа»; государство вечно, так же как и его создатель. При этом правитель (царь, император) наделялся церковью, как представителем Бога на земле, исключительным и неотъемлемым правом повелевать народом. Он призван для того, чтобы воплотить на земле волю Бога, поэтому люди должны подчиняться и слушаться государя. Эта идея находит свое отражение во многочисленных религиозных учениях (мусульманских, православных, католических и т. д.).

Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

В работах православного богослова Иоанна Златоуста говорится о том, что власть на земле в лице правителя – это результат Божьей воли, поэтому нужно «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии». Богослов особенно акцентирует внимание на то, что людям необходимо повиноваться любым властям в силу того, что таким образом они исполнять свое обязательство перед Богом. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, поскольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли начальников, которые немало содействуют оружием, отражают неприятелей, разрешают всякие споры, одним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а властитель - для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей исчезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, - станем друг друга угрызать и снедать… Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то самая личность монарха как человека приобретает особое значение: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, властолюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам собой, то как он сможет управлять другими? Царь, который несет ответственность перед Богом за полученную власть, несет три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочестивой жизни людей.3

Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Эта теория также отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха.

Однако она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Но это уже относится к вопросу мировоззрения.

Учения о государстве и праве в эпоху раннего средневековья являются тесно связанными с христианской религией. В то время только те ученые, которые в своих трудах и речах разделяли и поддерживали каноны христианской религии, могли беспрепятственно вести свою деятельность, получить признание в государстве. Именно этот аспект ограничения научной мысли религиозными мерками отличает политическую научную мысль в Средние Века от мысли во времена античности и научных учений эпохи Возрождения.

Одним из самых ярких представителей теологической теории является Аврелий Августин. Он является представителем сравнительно ранней научной мысли христианства - IV - X в. Его можно назвать одним из основополагателей церкви. Его наследие является частью трудов церкви.

На основе диалектического подхода богослов объяснял исторический процесс как «борьбу двух градов». В качестве «града земного» и «града божьего» подразумевались два вида общностей людей.

«Градом земным», в понимании Августина Блаженного, являлось светское государство. На основании «града земного» проходит противоборство людей за получение различных материальных благ и выгод. При этом личные корыстные интересы человека или узкой группы людей стоят выше, чем общественные интересы.4

Августин Блаженный под причиной происхождения государства понимал особую первопричину в природе человека. В его учениях сказано, что каждый человек является греховным существом и «град земной», то есть реальное земное государство существует для того, чтобы наказывать людей за первородный грех, подвести людей к дереву знаний и праведной жизни. Исходя из этой трактовки, Аврелий определяет два вида государств:

- первые  государства существует как организации  насилия по отношению к людям. Истоки такого государства идут  от братоубийцы Каина, который убил Авеля.

- вторые  государства исходят от Авеля, они являются христианскими государствами, власть в таких государствах  основывается на заботе о своих  подданных.

Главные цели государства заключаются в:

- полном  служении церкви, в осуществлении  помощи небесному граду наставлять  людей на истинный путь и  направлять земной мир к небесному  миру;

- принудительном  приобщении народа к христианской  религии, самыми кардинальными методами (насилием и уничтожением) искоренять ересь и инакомыслие. При этом основной источник злых помыслов и ереси является свободная воля народа и отдельно взятого человека, которая влечет их от благих помыслов и любви к Богу к себялюбию и греху. «Еретики хуже отравителей, они враги единства». «Прежде чем понимать, мы должны верить»). Августин Блаженный является одним из теоретиков и идеологов инквизиции, казней и уничтожения тех, которые выступали против религии;

- в поддержании порядка в обществе. При этом Августин оправдывал социальное неравенство в обществе, но не был сторонником бедности определенных сословий людей или рабовладельческого строя. По его мнению, в обществе происходят явления, которые имеют в своей причине не волю Бога, а греховную сущность человека. Истоки рабства не в божьем желании, а всего лишь в человеческой греховности. Его, равно как и бедность, нужно смиренно терпеть в качестве наказания за неправедность и отступление от пути Бога.5

Одной из главных проблем, которая волновала Августина Блаженного, являлась отношение государства и церкви, светской власти и духовной, их взаимодействие, отличие и сходство мотивов. При этом, несмотря на то, что Августин высоко оценивал роль и позицию церкви и религии в обществе, он не считал, что вся власть должна быть передана католической церкви.

Его убеждение было в том, что церковь и светская власть не являются тождественными и неотделимыми. Они различны и обладают суверенитетом по отношению друг к другу. Высшей властью при этом является духовная, то есть церковная, которая имеет своей целью облагородить и призвать к истинному пути светскую власть. Все усилия светской власти должны быть направлены на богоугодные дела. В учениях Августина Блаженного нет радикальных выводов и утверждений о том, что государство должно полностью подчиняться церкви и наделять государственной властью представителей духовенства. Основная мысль его учения – разделение светской и духовной власти.

Еще одним из сторонников теологической теории является Фома Аквинский (1225 -1274 гг.). Он жил в то время, когда Западная Европа была разделена на большое количество феодальных княжеств. При этом католическая церковь являлась единственной силой, которая объединяла эти княжества.

Фома Аквинский полагал, что самым высшим звеном является Бог, который устанавливает принцип того, что низшие формы подчиняются высшим. На земле во главе духовного мира стоит Папа, который является наместником Бога. Согласно такому же принципу иерархии организуется и общество: цари имеют своих подданных, которые им подчиняются; рабы – своих господ, на которых служат.

Фома Аквинский считал, что человек является «животным общественным и политическим». В людях с самого начала заложено желание и стремление к объединению и организации государства, поскольку человек самостоятельно не имеет возможности удовлетворять свои материальные и духовные потребности. В силу этих причин и происходит возникновение и развитие государств как политических общностей людей. Таким образом, в отличии от Августина Блаженного, Фома Аквинский считает, что государство – это проявление естественной потребности человека жить в объединении себе подобных.6

Главные и основополагающие цели государства – обеспечение всеобщего блага и законности.

Фома Аквинский утверждает, что государственная власть состоит из трех элементов:

1. сущность;

2. происхождение;

3. использование.

Сущностью власти является порядок отношений господства и подчинения, когда низшие слои общества, которые находятся в подчинении вышестоящих членов правления, в своих поступках и деятельности руководствуются их волей. Такой порядок является богоугодным. Но из этого нельзя утверждать то, что всякий государь поставлен на свое место и наделен властью непосредственно богом и каждое действие властителя является проявлением божьей воли. Поэтому зачастую проявления и формы власти могут иметь несправедливый характер и нести зло. Аквинский не исключает и того, что по мере пользования своими полномочиями, правитель может злоупотреблять своей властью.

Таким образом, два остальных элемента власти в государстве иногда могут не являться проявлениями воли Бога. Такое происходит, когда правитель либо получает власть применяя нечестные средств, либо проявляет свою власть несправедливо.7

В учениях Ф. Аквинского сказано о трех чистых, правильных формах (монархия, аристократия, полития) и трех неправильных формах (тирания, олигархия, демократия).

Правильные государственные формы являются олицетворением политической власти, а неправильные - деспотической. Основой для первой является обычай и право, а второй - произвол.

Учение Фомы Аквинского, стало одним из самых последовательных и логичных обоснований теологической теории государства.

Информация о работе Теологическая теория происхождения государства