Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа
Возникновение государства - сложный вопрос, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия его возникновения. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепциям) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.
Таким образом, проблема возникновения государства и права в науке имеет дискуссионный характер. Существует большое количество теорий происхождения государства.
Изучение вопроса возникновения государства имеет не только лишь познавательный, но и практический характер. Изучение этой проблемы дает возможность исследовать и познать социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все функции, которые свойственны государству.
2.
Характеристика унитарной
Формы территориального
устройства представляют собой административно-
Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.
Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.
Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.
В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.
Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. — о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности.
В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.
В юридической
литературе четко определенно понятие
унитарного государства. Понятие «унитарное
государство» происходит от латинского
слова “unus”, “unitas” — один, единство.
Унитарное государство – это единое цельное
государство, состоящее из административно-
В унитарном
государстве высока степень централизованного
руководства и регулирования жизни государства
в целом и многих хозяйственных, социальных
и иных процессов в частности, хотя у органов
административно-
Центр старается
не подменять местные органы и не вмешиваться
в их деятельность, если она основана на
законе. И все-таки в унитарном государстве
не исключено вмешательство центра в жизнь
отдельных территорий, в том числе и отмена
актов местных органов представительной
и исполнительной власти. К тому же, хотя
органы административно-
В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты.
Особенности унитарного государства:
1. Это
централизованное государство, не
имеющее в своем составе
2. Такое
государство имеет единую
3. Оно
имеет единую систему
4. Для
унитарного государства
5. В таком государстве существует единое гражданство.
6. Это
государство имеет единый
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.
Во-вторых,
на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство. В
нем функционирует единая денежная система,
проводится обязательная для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.
Местное
самоуправление в Японии практически
не зависит от центральных органов. В префектурах
управление осуществляют выборные префектурные
собрания. Подобные собрания имеются в
городах, поселках и деревнях. Выборными
являются также главные должностные лица
органов самоуправления: в префектурах
- губернаторы, в городах - мэры, в поселках
и деревнях - старосты. Примером смешанной
системы местного государственного устройства
может служить Турецкая республика. Местное
самоуправление в основных административно-
В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.
В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.10
Таким образом, унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.
3. Список используемой
1. Алексеев С.С. Теория права: учеб. / Е. С. Шугрина. – М.: Проспект, 2007.
2. Алексеев С. С., Теория государства и права: учеб. / С. С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко, – М.: Норма, 2007.
3. Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. – Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему / М.Х. Гукепшоков // Основы государства и права. – 1998. – № 1.
5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. / Т.В. Кашанина. – М.: Юрист, 2004.
6. Матузов Н.И. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Государство и право. – 2001. – №№ 6-7.
7. Теория государства и права: учеб. пособие / Д. С. Велиева [и др.]; под ред. С. Е. Чаннова. – М.: Омега-Л, 2009.
8. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Учебник; 2-е изд., доп. и изм. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.
9. Шумков Д.М. Происхождение государства и права / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 1999. – № 7.
10. Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.
1 Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. – Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
2 Алексеев С.С. Теория права: учеб. / Е. С. Шугрина. – М.: Проспект, 2007.
3 Теория государства и права: учеб. пособие / Д. С. Велиева [и др.]; под ред. С. Е. Чаннова. – М.: Омега-Л, 2009.
4 Шумков Д.М. Происхождение государства и права / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 1999. – № 7.
5 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. / Т.В. Кашанина. – М.: Юрист, 2004.
6 Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Учебник; 2-е изд., доп. и изм. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.
7 Алексеев С. С., Теория государства и права: учеб. / С. С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко, – М.: Норма, 2007.
8 Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему / М.Х. Гукепшоков // Основы государства и права. – 1998. – № 1.
9 Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.
10 Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.
Информация о работе Теологическая теория происхождения государства