Теологическая теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Возникновение государства - сложный вопрос, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия его возникновения. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. К таким теориям (концепциям) относятся: теологическая (божественная), космическая, договорная, патриархальная, патримониальная, завоевание (насилия), социально-экономическая или классовая.

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проблема возникновения государства и права в науке имеет дискуссионный характер. Существует большое количество теорий происхождения государства.

Изучение вопроса возникновения государства имеет не только лишь познавательный, но и практический характер. Изучение этой проблемы дает возможность исследовать и познать социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все функции, которые свойственны государству.

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика унитарной формы  государственного устройства

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. — о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

В юридической литературе четко определенно понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, “unitas” — один, единство. Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.8

В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов».

В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты.

Особенности унитарного государства:

1. Это  централизованное государство, не  имеющее в своем составе территориально  обособленных государственных образований.

2. Такое  государство имеет единую систему  власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы  подконтрольны центру.

3. Оно  имеет единую систему законодательства.

4. Для  унитарного государства характерна  единая система налогообложения.

5. В таком  государстве существует единое  гражданство.

6. Это  государство имеет единый центр  представительства в международных  отношениях.9

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.10

Таким образом, унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.

 

 

 

 

3. Список используемой литературы:

1. Алексеев С.С. Теория права: учеб. / Е. С. Шугрина. – М.: Проспект, 2007.

2. Алексеев С. С., Теория государства и права: учеб. / С. С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко,  – М.: Норма, 2007.

3. Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. – Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

4. Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему / М.Х. Гукепшоков // Основы государства и права. – 1998. – № 1.

5. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. / Т.В. Кашанина. – М.: Юрист, 2004.

6. Матузов Н.И. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Государство и право. – 2001. – №№ 6-7.

7. Теория  государства и права: учеб. пособие / Д. С. Велиева [и др.]; под ред. С. Е. Чаннова. – М.: Омега-Л, 2009.

8. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Учебник; 2-е изд., доп. и изм. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

9. Шумков Д.М. Происхождение государства и права / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 1999. – № 7.

10. Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.

1 Власов В.И. Теория государства и права / В.И. Власов. – Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

 

2 Алексеев С.С. Теория права: учеб. / Е. С. Шугрина. – М.: Проспект, 2007.

 

3 Теория государства и права: учеб. пособие / Д. С. Велиева [и др.]; под ред. С. Е. Чаннова. – М.: Омега-Л, 2009.

 

 

4 Шумков Д.М. Происхождение государства и права / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 1999. – № 7.

 

5 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. / Т.В. Кашанина. – М.: Юрист, 2004.

 

6 Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – Учебник; 2-е изд., доп. и изм. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

 

7 Алексеев С. С., Теория государства и права: учеб. / С. С. Алексеев, С.И. Архипов, Г.В. Игнатенко,  – М.: Норма, 2007.

 

8 Гукепшоков М.Х. Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход, основание, современный взгляд на проблему / М.Х. Гукепшоков // Основы государства и права. – 1998. – № 1.

 

9 Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.

 

10 Шумков Д.М. Форма государства / Д.М. Шумков // Основы государства и права. – 2000. – № 1.

 

 

 


Информация о работе Теологическая теория происхождения государства