Теологическая теория возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:57, доклад

Описание работы

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.
Теологическая теория призывает:
• принять государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Файлы: 1 файл

Семинар.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

1/ Теологическая теория возникновения государства    

 Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.     

 Теологическая  теория призывает:  

 • принять  государство и власть как данность, полученную свыше;  

 • признать власть  монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);  

 • полностью  и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.    

Достоинства данной теории:  

- способствует  укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;  

- препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.    

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.    

2/ Патриархальная теория возникновения государства 

Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.    

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:  

* способствует  сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;  

* культивирует  дух родства, братства, взаимосвязанности  членов общества (как членов семьи).     

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:   

= в семье  существуют действительные родственные  связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;   

= монарх - представитель  публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);  

= вряд ли  можно считать государство прямым  продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

3/ Договорная теория возникновения государства    

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор",который состоит в следующем:   

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);  

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;  

- чтобы этого  не случилось, люди заключили  "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;  

- в результате  был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.    

 Теория общественного  договора имела большое прогрессивноезначение:  

= были разрушены  теологические и патриархальные  представления о возникновении  государства, а вместе с ними  идеалы святости и непогрешимости  власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;   

= сделан шаг к созданию гражданского общества;  

= фактически  выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;  

= государственные  структуры, власть существуют  не сами по себе, а должны  выражать интересы народа, быть у него на службе;  

= теория,  демократичная  по  своей  сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;  

= согласно теории  государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;  

= в случае  нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.    

 Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:   

- "общественный  договор" - скорее идеал, чем  реальная действительность; зачастую  государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;  

- ни одно  государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;  

- сам по себе  общественный договор между всеми  членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;  

- общество воспринимается  одномерно, как единое целое,  в то время как в реальной  действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4/ Органическая теория возникновения государства    

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:  

- люди образуют  государство, как клетки - живой  организм;  

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;  

- между государствами,  как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).    

Достоинствами органической теории является следующее:  

• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;  

• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;  

• оригинальность теории.    

Недостатками органической теории является следующее:  

 • прямое  проецирование биологических законов  на жизнь общества;  

 • сильное  влияние дарвинизма;  

 • отождествление  государства с биологическим  организмом, в то время как оно является организмом социальным.

5/ Психологическая теория    

 Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.    

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.

6/ Теория насилия     

 Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному    

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.    

 Многие иные формы  государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.    

 Многие государства  были созданы путем насилия  (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).    

 Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.     

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

7/ Ирригационная  теории возникновения государства    

 Ирригационная  (водная, гидравлическая ) теория возникновения   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).    

 Крестьянин-индивидуалист  не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.    

 В подтверждение  данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.    

 Против теории  говорит то, что она не объясняет  причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

8/ Экономическая теория возникновения государства    

 Возникновение  экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с  именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.    

 Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.    

 Согласно  данной теории государство возникло  на классово-экономической основе:   

≈ произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);   

≈ возник прибавочный продукт;   

≈ в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;  

≈ появились частная собственность и публичная власть.  

≈ для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.    

 Теория имеет  рациональное зерно - экономический  анализ, признание наличия в обществе  групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.    

 Не только  классово-экономические факторы  повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Информация о работе Теологическая теория возникновения государства