Теоретические аспекты государственного суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного суверенитета как неотъемлемого признака государства.
В связи с указанной целью перед работой были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие «суверенитет» как политико-правовой категории;
- определить место и роль государственного суверенитета в системе признаков государства;
- раскрыть механизм обеспечения государственного суверенитета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Суверенитет как политико-правовая категория………………………………...5
2. Государственный суверенитет в системе признаков государства……………14
3. Механизм обеспечения государственного суверенитета……………………..17
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………….……..27

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Резюмируя все  вышеизложенное можно предложить следующее  понятие суверенитета.

Суверенитет – это необходимый признак государства, заключающийся в возможности носителя верховной власти самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений (политическое качество), имеющий реальное выражение в правовых нормах и системе органов власти (юридическая сторона).

Для более подробного рассмотрения категории «суверенитет» необходимо охарактеризовать отдельно юридическую и политическую сторону государственного суверенитета, т.е. политический суверенитет и юридический суверенитет.

Политический  суверенитет. В современной юридической, да и политической науке нет четкого определения политического суверенитета. В этой связи заслуживает внимание определение, предложенное известным советским ученым И.Д. Левиным. Он определил политический суверенитет как реальное, проявляющееся как в юридических, так и внеюридических формах, политическое господство класса, опирающегося на свою экономическую мощь15.

Нужно отметить, что вышеизложенное понятие политического суверенитета основано на марксистской идеологии, поэтому может быть не объективным. Однако, несомненным плюсом этого определения является то, что автор указал на обязательное существование реальных оснований государственной власти, наличие определенной политической силы, которая непосредственно осуществляет свою власть и реализует свой интерес.

Собственник (носитель) суверенитета, как и собственник в смысле гражданского права господствует над предметом своего обладания, то есть государством. Он устанавливает определенный порядок в пределах территории государства, и этому порядку обязаны подчиняться все, в том числе и другие суверены. Суверенитет как объект права собственности существует всегда, а собственник может изменяться. Соответственно вся политическая борьба происходит за обладание суверенитетом, т.е. за своеобразное «право собственности» на государство. Борьба за власть и борьба за суверенитет – это практически одно и то же, ведь приобретая власть, присваивается и суверенитет. И наоборот, невозможно обладать суверенитетом, не имея возможности осуществлять государственную власть.

В качестве источника политического суверенитета можно считать то что, послужило причиной установления политической власти и образования государства на данной территории. Носителем политического суверенитета можно признать относительно обособленную часть народа, объединенную экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующими общие цели и задачи, при этом, ввиду господствующего положения, имеющими возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.

Источник политического суверенитета имеет смысл рассматривать, характеризуя догосударственный период развития общества. С момента появления государства он перестает существовать и порождает категорию «носитель политического суверенитета».

Таким образом, следует предположить, что политический суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать в праве и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений.

Кроме политического, принято выделять еще и юридический суверенитет. Он представляет собой формальное закрепление политической власти, ее реальных оснований в юридических документах. Он выражается в системе правовых норм, которые определяют положение органов государственной власти, их отношения между собой, гражданами страны и иными субъектами.

Юридический суверенитет берет начало в юридических документах, т.е. источниками юридического суверенитета могут быть: конституция, которая провозглашает суверенитет; акты государств о признании суверенитета определенного государства (например, Указ Президента РФ от 26.08.2008 г. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия»16);  декларации независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства.

Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, т.е. издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.

Носителем юридического суверенитета можно назвать также народ (нацию) государства, так как, во-первых, это закреплено как юридическое положение в конституции, а во-вторых – созданы механизмы участия граждан в осуществлении власти с помощью выборов и референдума. То есть юридически суверенитет действительно принадлежит народу (нации).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Суверенитет представляет собой сложное политико-правовое явление, политическая и правовая стороны которого едины, поэтому необходимо предложить общее его определение. Суверенитет – это необходимый признак государства, заключающийся в возможности носителя верховной власти самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений (политическое качество), имеющий реальное выражение в правовых нормах и системе органов власти (юридическая сторона).

2. Юридический суверенитет представляет собой формальное закрепление политической власти, ее реальных оснований в юридических документах. Он выражается в системе правовых норм, которые определяют положение органов государственной власти, их отношения между собой, гражданами страны и иными субъектами.

3. Политический суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать в праве и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений. 

 

2. Государственный  суверенитет в системе признаков  государства 

 

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности защищать собственный суверенитет и национально-государственные интересы17.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой  государственного суверенитета  служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета заключается в существовании  стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальные права и территориальную целостность, невмешательство во внутренние в внешние дела, право наций на самоопределение18.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент системы общества.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение19.

В настоящее  время суверенитет – обязательный признак государства, а страна, его  не имеющая, – это колония либо доминион. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Суверенитет –  это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости  данного государства, по отношению  к другим властям внутри государства, а также в сфере международных отношений20.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет как  свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости. Иначе, суверенитет – это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.

Суверенитет государства  не беспределен, внутри страны он ограничен  суверенитетом народа, вне страны - принятыми нормами отношений  между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

  1. Внешняя – независимость государственной власти.

Внешний суверенитет  позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с  другими государствами, основываясь  на своих интересах. В международных  отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет  проявляется в признании данного  государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных  отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

  1. Внутренняя – верховенство власти.

Исключительное  право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения21.

Признаки государственного суверенитета:

  1. С внутренней стороны – верховенство государственной власти, то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

- государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

- наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

- монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

- самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны22.

  1. С внешней стороны – самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве  свободно решать все свои дела23.

В Советском  Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная.

Государство проводило  в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

 

  1. Механизм обеспечения государственного суверенитета

 

Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются:

- защита экономической системы;

- обеспечение территориальной целостности;

- обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;

- обеспечение нормального функционирования аппарата управления24.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством  деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.

Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары25.

Информация о работе Теоретические аспекты государственного суверенитета