Теоретические аспекты социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Файлы: 1 файл

кур. соц. политика.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последние годы в центр политических дискуссий практически во всех странах  мира, в том числе  и России, вышли вопросы социальной политики. И это неудивительно. Ведь от того, как живет и развивается общество, зависит успех данного государства на международном уровне. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования действий различных социально-экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная сфера деятельности в условиях современной рыночной экономики во многом контролируется государством и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Таким образом, социальная политика – одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемая как на внутригосударственном уровне, так и на международном.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в России;
  • выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Предметом исследования является социальная политика государства;

объектом изучения – направления социальной политики.

Теоретической основой  исследования послужили труды учёных-экономистов, а также практикующих специалистов в области социальной политики государства, таких как: И.П. Николаева, В.Д. Роик, А.А. Кочетков, Г.Г. Чибриков, М.А. Сажина и др.

Информационная база исследования: российское законодательство по вопросам социальной политики, содержание правительственных программ по развитию социальной сферы, статистические данные Госкомстата, материалы периодической печати и др.

 

Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства

1.1 Сущность и основные задачи социальной политики

 

Социально-ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.

Известно мнение, что  социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она есть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика социальной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика"» [21, с.112]

А.А. Кочетков считает, что социальная политика – это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т.д.) [7, с.472] Этой же точки зрения придерживаются М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков и многие другие ученые [19].

С точки зрения же И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. [15, с.483]

Однако чаще всего  можно видеть следующее определение  социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов [13, с.76].

Таким образом, существует множество терминов, определяющих это  явление, но одно остается неизменным – социальная политика является важной частью политики государства, без проведения которой многие люди просто не могли бы выжить.

Далее следует пояснить ряд основных понятий, используемых при рассмотрении вопросов социальной политики.

Социальную политику делят на расширенную и ограничительную.

Расширенная социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства.

Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень  и качество жизни населения.

Жизненный уровень населения  – совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на сто семей, структура потребления.

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является «потребительская корзина» - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости потребительской корзины служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления.

Минимальный уровень  потребления – такой потребительский  набор, уменьшение которого ставит потребителя  за грань обеспечения нормальных условий существования.

Рациональный уровень  потребления – количество и структура  потребления, наиболее благоприятная для индивида.

Минимальный уровень  потребления определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним  из важнейших показателей, характеризующих  уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью – одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения – совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. [13, с.76-77]

Социальная  политика направлена на решение следующих  задач:

1) стабилизация уровня жизни населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста  безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей  социальной сферы (образование,  здравоохранение, жилищное хозяйство,  культура и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.

Поэтому важной задачей  социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [23, С.141]

1.2. Модели и функции социальной политики государства

 

Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие [15, С.90]:

  • обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы;
  • обеспечение политической устойчивости власти;
  • обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни;
  • обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов;

Все эти функции тем  в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Различают несколько  моделей социальной политики [23, С.143]:

По типу субъекта социальной ответственности:

либеральная;

корпоративная;

общественная;

патерналистская;

По типу участия государства в реализации социальной политики:

благотворительная;

административная;

стимулирующая;

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.

При либеральной модели социальной политики государство берет  на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). [22. С 141]

Общественная  модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально - экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Достоинством социальной политики патернализма является так называемая “уверенность в завтрашнем дне" для основной части населения.

Благотворительная модель - когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством.

Информация о работе Теоретические аспекты социальной политики государства