Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.
Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [13, С.81]
Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. [10. С.402]
Система социальной защиты
включает обязательные виды социального
страхования, его добровольные виды;
государственную систему
Принципы социальной защиты:
Государственная система
социальной помощи реализуется через
механизм социальных программ. Важнейшей
частью государственной программы
социального обеспечения и
В обязанности государства входит
обеспечение функционально
Политика в области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Политика государства в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:
Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.
Политика в области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).
Глава 3. Социальная политика России на современном этапе развития
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в апреле 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,8%, в январе-апреле 2011г. - на 3,1%.
Таблица1.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения 1)
Апрель 2011 |
В % к |
Январь-апрель2011 в % к январю-апрелю 2010 |
справочно | ||||
Апрелю 2010 |
Марту 2011 |
Апрель2010 в % к |
Январь-апрель2010 в % к январю-апрелю 2009 | ||||
Апрелю2009 |
Марту 2010 | ||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 2) ,3) |
19886 |
106,0 |
107,9 |
106,4 |
110,3 |
108,4 |
112,1 |
Реальные располагаемые |
96,2 |
108,1 |
96,2 |
105,7 |
108,8 |
106,8 | |
Среднемесячная начисленная |
|||||||
номинальная, рублей |
22559 |
112,6 |
99,5 |
11,5 |
112,3 |
99,0 |
110,9 |
реальная |
102,7 |
99,1 |
101,8 |
105,9 |
98,7 |
103,7 | |
1) Предварительные данные. 2) Данные рассчитаны с учетом предварительных итогов ВПН 2010 года. 3) Данные за апрель 2011г. уточнены
в связи с корректировкой |
Таблица 2
Динамика реальных располагаемых денежных доходов 1)
В% к | ||
соответствующему периоду |
предыдущему периоду | |
2010 год | ||
январь |
115,1 |
55,1 |
февраль |
104,6 |
122,3 |
март |
104,4 |
103,0 |
I квартал |
107,3 |
78,6 |
апрель |
105,7 |
108,8 |
Январь-апрель |
106,8 |
|
май |
101,7 |
93,3 |
июнь |
103,6 |
104,9 |
II квартал |
103,7 |
114,4 |
I полугодие |
105,3 |
|
июль |
106,8 |
100,0 |
август |
105,2 |
94,6 |
сентябрь |
101,6 |
100,2 |
III квартал |
104,5 |
97,3 |
Январь-сентябрь |
105,0 |
|
октябрь |
100,4 |
100,5 |
ноябрь |
103,5 |
99,8 |
декабрь |
102,1 |
139,1 |
IV квартал |
102,1 |
116,5 |
Год |
104,2 |
|
2011 год | ||
январь |
95,0 |
51,3 |
февраль |
99,4 |
128,0 |
март |
96,8 |
100,3 |
I квартал |
97,2 |
75,0 |
апрель 2) |
96,2 |
108,1 |
Январь-апрель 2) |
96,9 |
|
1) Предварительные данные. 2) Данные уточнены в связи с корректировкой показателя "Изменение задолженности по кредитам, выданным населению". |
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [28].
В 2011 году МРОТ составит всё те же 4330 рублей в пером полугодии и 4611 рублей во втором полугодии (с 1 июня 2011). В некоторых регионах власти повышают этот показатель. Например, в Москве МРОТ составляет более 10 тысяч рублей. Это и понятно, ведь уровень цен в Московском регионе отличается от Ивановской области. Но для России в общем, как правило, МРОТ сегодня - это 4330 рублей. Отсюда ещё следует вычесть 13% и получаем 3800 рублей. Размер оплаты небольшой и прожить в крупном городе на эти деньги нереально. В сельской местности - может быть, но в любом случае, уровень низкий.
Средний прожиточный
минимум в России составляет
между 5 и 6 тысячами рублей. Таким
образом, размер минимального
размера оплаты труда
Динамика занятости и безработицы
Численность экономически активного населения в апреле 2011г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,1 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
Половина занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В марте 2011г. в них работало 34,7 млн.человек, или 49,9% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в марте 2011г. составило 36,5 млн.человек, что соответствует уровню марта 2010 года.
Таблица 3
Динамика числа замещенных рабочих мест
в организациях
(без субъектов малого
Март 2011 г. млн. |
В % к |
I квартал 2011 г. в % к I кварталу 2010 г. |
справочно | ||||
марту 2010 г. |
февралю 2011 г. |
март 2010 г.в % к |
I квартал 2010 г. в % к I кварталу 2009 г. | ||||
марту 2009 г |
февралю 2010 г | ||||||
Всего замещенных рабочих мест |
36,5 |
100,0 |
100,3 |
99,9 |
97,6 |
100,3 |
97,3 |
в том числе: работниками списочного состава (без внешних |
34,7 |
99,9 |
100,1 |
99,8 |
97,6 |
100,1 |
97,3 |
внешними совместителями |
0,8 |
97,3 |
100,7 |
97,0 |
92,5 |
100,3 |
92,2 |
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера |
1,0 |
106,5 |
106,9 |
108,6 |
102,5 |
109,6 |
101,7 |
Информация о работе Теоретические аспекты социальной политики государства