Теоретические аспекты социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России;
выявить положительные и отрицательные моменты и перспективы развития государственного управления в социальной сфере.

Файлы: 1 файл

кур. соц. политика.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Так как источниками  доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [13, С.81]

Индексация – это  установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью  возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация доходов  имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

  • Социальная защита граждан

Социальная защита –  поддержка малообеспеченных слоев  населения и тех, кто не включен  в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. [10. С.402]

Система социальной защиты включает обязательные виды социального  страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

  • социальная ответственность общества и государства;
  • социальная справедливость в области трудовых отношений,
  • всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;
  • государственные гарантии социальной защиты;
  • экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;
  • заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;
  • многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система  социальной помощи реализуется через  механизм социальных программ. Важнейшей  частью государственной программы  социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально способной  системы институтов страхования  на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. [10.С.404]

  • Политика развития социальных отраслей

Политика в  области жилищного хозяйства рассматривается в современной экономике как элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета  средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика государства  в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для сохранения здоровья населения. В современных рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

  • предотвращение массовых эпидемий;
  • обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;
  • пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также отметить, что политика в области здравоохранения тесно связана с таким элементом социальной политики, как регулирование доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются на платной основе. При этом для оплаты расходов на лечение создаются специальные фонды, формируемые за счет отчислений из заработной платы работников.

Политика в  области образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В развитых странах среднее образование является обязательным и для большинства населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как на бесплатной (для определенных категорий людей), так и на платной основе (для большинства населения).

 

 

Глава 3. Социальная политика России на современном этапе развития

3.1 Статистка основных социальных показателей

 Динамика доходов

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен), по оценке, в апреле 2011г. по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,8%, в январе-апреле 2011г. - на 3,1%.

 

Таблица1.

Основные показатели,  характеризующие уровень жизни  населения 1)

 

Апрель 2011

В % к

Январь-апрель2011 в % к январю-апрелю 2010

справочно

Апрелю

2010

Марту 2011

Апрель2010 в % к

Январь-апрель2010 в % к январю-апрелю 2009

Апрелю2009

Марту 2010

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 2) ,3)

19886

106,0

107,9

106,4

110,3

108,4

112,1

Реальные располагаемые денежные доходы 3)

 

96,2

108,1

96,2

105,7

108,8

106,8

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:

             

номинальная, рублей

22559

112,6

99,5

11,5

112,3

99,0

110,9

реальная

 

102,7

99,1

101,8

105,9

98,7

103,7

1) Предварительные данные.

2) Данные рассчитаны с учетом  предварительных итогов ВПН 2010 года.

3) Данные за апрель 2011г. уточнены  в связи с корректировкой показателя "Изменение задолженности по  кредитам, выданным населению".


 

 

Таблица 2

Динамика реальных располагаемых денежных доходов 1)

 

В% к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2010 год

январь

115,1

55,1

февраль

104,6

122,3

март

104,4

103,0

I квартал

107,3

78,6

апрель

105,7

108,8

Январь-апрель

106,8

 

май

101,7

93,3

июнь

103,6

104,9

II квартал

103,7

114,4

I полугодие

105,3

 

июль

106,8

100,0

август

105,2

94,6

сентябрь

101,6

100,2

III квартал

104,5

97,3

Январь-сентябрь

105,0

 

октябрь

100,4

100,5

ноябрь

103,5

99,8

декабрь

102,1

139,1

IV квартал

102,1

116,5

Год

104,2

 

2011 год

январь

95,0

51,3

февраль

99,4

128,0

март

96,8

100,3

I квартал

97,2

75,0

апрель 2)

96,2

108,1

Январь-апрель 2)

96,9

 

1) Предварительные данные.

2) Данные уточнены в связи  с корректировкой показателя "Изменение  задолженности по кредитам, выданным  населению".


 

Что касается размера  заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [28].

В 2011 году МРОТ составит всё те же 4330 рублей в пером полугодии и 4611 рублей во втором полугодии (с 1 июня 2011). В некоторых регионах власти повышают этот показатель. Например, в Москве МРОТ составляет более 10 тысяч рублей. Это и понятно, ведь уровень цен в Московском регионе отличается от Ивановской области. Но для России в общем, как правило, МРОТ сегодня - это 4330 рублей. Отсюда ещё следует вычесть 13% и получаем 3800 рублей. Размер оплаты небольшой и прожить в крупном городе на эти деньги нереально. В сельской местности - может быть, но в любом случае, уровень низкий.

 Средний прожиточный  минимум в России составляет  между 5 и 6 тысячами рублей. Таким  образом, размер минимального  размера оплаты труда существенно  недотягивает для того, чтобы  просто превысить уровень бедности. Даже с учётом грядущей индексации. Инфляция у нас постоянно держится в районе 10% годовых, а МРОТ не индексируется уже длительное время.

Динамика занятости и безработицы

Численность экономически активного населения в апреле 2011г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,1 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Половина занятого населения  сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В марте 2011г. в них работало 34,7 млн.человек, или 49,9% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в марте 2011г. составило 36,5 млн.человек, что соответствует уровню марта 2010 года.

Таблица 3

Динамика числа  замещенных рабочих мест

 в организациях  (без субъектов малого предпринимательства)

 

Март 2011 г. млн.

В % к

I квартал 2011 г. в % к I кварталу 2010 г.

справочно

марту

2010 г.

февралю

2011 г.

март 2010 г.в % к

I квартал 2010 г. в % к I кварталу 2009 г.

марту 2009 г

февралю

2010 г

Всего замещенных

 рабочих мест

36,5

100,0

100,3

99,9

97,6

100,3

97,3

в том числе:

работниками списочного

 состава (без внешних совместителей)

34,7

99,9

100,1

99,8

97,6

100,1

97,3

внешними совместителями

0,8

97,3

100,7

97,0

92,5

100,3

92,2

работниками, выполнявшими

 работы по договорам 

 гражданско-правового

 характера

1,0

106,5

106,9

108,6

102,5

109,6

101,7

Информация о работе Теоретические аспекты социальной политики государства