Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности функций государства, а именно ее теоретические аспекты.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о теоретических аспектах государства и его функций.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государства и его функции
1.1. Понятие и признаки государства
Глава 2. Теоретические аспекты классификации функций государства
2.1. Виды функций государства
2.2. Внутренние и внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государства и его функции
1.1. Понятие и признаки государства
Глава 2. Теоретические аспекты классификации функций государства
2.1. Виды функций государства
2.2. Внутренние и внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема работы актуальна потому что власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
По нашему мнению, под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Актуальность исследования определила цель работы:
Цель работы – рассмотреть особенности функций государства, а именно ее теоретические аспекты.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о теоретических аспектах государства и его функций.
Рассмотреть теоретические аспекты функций государства.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государства и его функции
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства"; и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка"; и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью"; и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории"; и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти".
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.
Поэтому, по нашему мнению,
государство - это организация политической
власти, содействующая
Государство - это выделившаяся
из общества и обусловленная его
социально-экономическим
Теоретические основы сущности государства и его функции - свойство науки, выражающееся в ее способности описывать и объяснять существующую государственную и юридическую практику, правовые системы, формулировать общие и специфические законы их развития, прогнозировать будущее развитие права, юридической науки и практики. Эта функция связана с выявлением закономерностей, определением тенденций развития государства и права. Ее назначение не столько в получении нового знания, сколько в его логическом упорядочении, преобразовании и уяснении на этой основе механизма действия, формулирование теоретических конструкций.1
Глава 2. Теоретические аспекты классификации функций государства
2.1 Виды функций государства
Современное государство осуществляет ряд функций, содержание которых разнообразно, что выводит на первый план проблему осознания сущности и назначения государства. Поэтому возникает необходимость их дополнительного осмысления в контексте современных тенденций общественного развития. Такой анализ должен отразить многоаспектность понимания функций современного государства и обеспечить процессы изучения и сравнения функций, целей и задач разных государств.
Сегодня, понятие "функции государства" и функциональный подход используется в качестве первоосновы для исследований сущности и назначения государства, типологии современных государств, построения концептуальных моделей государств исходя из системы приоритетных направлений их развития. С помощью функционального анализа можно решать проблемы, активизировавшихся в последнее время исследований современного социального государства и определения соотношения социального и правового государства. Бесспорно, результаты таких исследований во многом будут зависеть от глубины осмысления самого понятия "функции государства", что придает рассматриваемой теме особую актуальность.
Теоретические основы исследований функций государства заложены в работах известных ученых: М.И. Байтина, В.В. Копейчикова, П.М. Рабиновича, Л.И. Спиридонова, Н.В. Черноголовкина. В последние годы различные аспекты функций государства и проблемы их классификации, в рамках диссертационных исследований, рассматривали Г.Ю. Атаян, С.В. Бабаев, О.Г. Варыч, А.Н. Васенина, И.И. Горинецкий, Е.А. Джураева, В.С. Кудря, И.И. Мотыль, И.Ю. Никодимов, П.В. Онопенко, О.З. Панкевич, В.А. Самойленко, С.К. Тимошин, И.С. Штин и многие другие.
2.2. Внутренние и внешние функции государства
В современной научной и учебной
литературе выделяется ряд оснований,
выступающих в качестве критериев
классификации функций
Согласно первому критерию, функции государства разделяются на две группы:
- внутренние, которые осуществляются в пределах территории государства и являются выражение его внутренней политики;
- внешние, которые осуществляются за территориальными пределами государства и выражаются во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. В этих функциях государства находит свое воплощение её внешняя политика.
Второй критерий призван
отобразить относительную значимость
функций государства и
Следует отметить, что внутренние и внешние функции - это два массива, нуждающихся, в свою очередь, в дополнительной типологизации. И, если с рассматриваемым разделением функций на внутренние и внешние сходятся во мнениях практически все исследователи, то последующая их дифференциация характеризуется значительным плюрализмом. Анализ предлагаемых авторами классификаций, позволяет выделить два сформировавшихся подхода к последующему рассмотрению функций государства:
1) обособление, как среди внутренних, так и внешних функций, их больших групп и анализом содержания каждой из групп отдельно, причем в качестве критерия такого деления выступает сфера общественной жизни (экономическая, политическая, гуманитарная и т.д.);
2) выделение предельно объемных
функций, которые объединяют в
себе ряд родственных
Сторонником первого, из названых выше подходов к делению функций государства, является П.М. Рабинович. Второй подход в работах исследователей данной темы встречается гораздо чаще, однако, уровень детализации функций, предлагаемый разными авторами, не одинаков и наименования одних и тех же функций государства часто не совпадают. Так, например, В.М. Корельский среди внутренних функций государства выделяет охрану форм собственности, охрану правопорядка, охрану природы и окружающей среды, экономическую, социальную функции, функцию развития научно-технического прогресса; среди внешних – защиту страны от нападения извне, ведение захватнических войн, взаимовыгодную торговлю, поддержание мира.2 М.И. Байтин и И.Н. Сенякин внутренние функции государства разделяют на экономическую, социальную, экологическую, функцию развития культуры, науки и образования, функцию налогообложения и взимания налогов, а также функцию охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и поддержания правопорядка; а внешние – на функцию обороны страны, обеспечения мира, поддержки мирового порядка, функцию интеграции в мировую экономику и функцию сотрудничества с другими странами по вопросам решения глобальных проблем.3 В.С. Нерсесянц среди всего многообразия функций государства выделяет правоустановительную, правореализаторскую, правозащитную и внешнегосударственную функции, при этом, отмечая, что первые три являются внутренними и связанны с осуществлением внутреннего суверенитета государства, а четвертая является внешней функцией и характеризует осуществление внешнего её суверенитета.4 В.В. Оксамытный к внутренним функциям относит политическую, экономическую, социальную, фискальную, правозащитную, правоохранительную, идеологическую и экологическую функции; к внешним – функции защиты государственного суверенитета, сотрудничества, с другими государствами, и международными организациями, а также функцию сотрудничества в решении общемировых проблем.5
Информация о работе Теоретические аспекты сущности государства и его функции